"Судная ночь 3": горячечный бред, ставший политическим памфлетом

"Судная ночь" - идеальный пример того, как откровенно бредовая идея, неважно притом реализованная, совершенно неожиданно становится большущим хитом.

В недалеком будущем так называемые "Новые отцы-основатели", сиречь - правители США, издали закон о том, что раз в году на одну ночь любое преступление становится легальным. Воруй, убивай - все сойдет с рук. В первой части франшизы введение закона обусловливалось тем, что, дескать, людям просто время от времени надо выпускать пар, а все насилие идет исключительно от накапливающейся агрессии. Чтобы осознать всю глупость данного предположения, достаточно просто почитать сводку происшествий.

По всей видимости, создатели "Ночи" таки удосужились это сделать и во второй части немного изменили идею, сделав ее чуть менее очевидно бредовой и передвинув в политическую плоскость. Оказывается, сильные мира сего не по доброте душевной разрешили гражданам друг друга умерщвлять (кто бы мог подумать), а корысти ради. Бедные убивают бедных, богатые чуть более изощренно и под брызги шампанского убивают бедных, бедных становится меньше, следовательно, экономика растет. В отличие от первого фильма, выезжавшего (недалеко, правда) за счет камерности и харизматичного антагониста-психопата, второй сплошь состоял из утомительной беготни и стрельбы. Главный герой там, брутальный мужчина, обладающий навыками суперкиллера, верховодил кучкой визжащих ничтожеств, а в конце поймал пулю.

Но все же выжил, и в третьей части он - личный телохранитель баллотирующейся в президенты железной леди, которая намерена, добравшись до Овального кабинета, отменить поднадоевший всем примерно за 25 лет закон. Всем, кроме ее марионеточного соперника - священника, подчиняющегося криптократическому сборищу белых алчных старцев. Еще одну силу представляет подполье - преимущественно чернокожие добры молодцы, с оружием в руках пытающиеся дать отпор Молоху империализма и Ваалу капитализма. Все прочие, снующие по охваченным макабром улицам - дети в масках, туристы (путевки на сафари в Штаты вошли в моду) и бандиты.

Если изначально "Закон о Судной ночи" был всего лишь плодом больного воображения, то нынче он недвусмысленно изображает метафору Второй поправки к конституции США - той самой, которая гарантирует право на ношение оружия и из-за которой перманентно пылают дискуссии, подогреваемые известными событиями. Глядя на то, как Клинтон обещает американцам свой план по контролю над оружием, а Трамп - вещи абсолютно противоположные, и переведя затем взор на вымышленную борьбу "прогрессивной мудрой женщины" и "фашистов" (только свастик на лбах не хватает, но их заменяют легко считываемые эвфемистические символы), становится совершенно ясно, что в реальности голосовать следует за "мудрую женщину". Поскольку ее оппоненты - "фашисты".

К счастью, нам внутриполитическая штатовская возня и ее всеразличные воплощения - до лампочки. К несчастью, кроме оной, в фильме нет почти ничего: пара ярких сцен с девчатами в пестрых нарядах и с золочеными автоматами Калашникова, уничтожение этих девчат - пожалуй, все. "Судная ночь" могла бы стать тонкой гротескной сатирой, задорной эксплуатацией насилия, но случилось так, что политика одержала сразу две победы: над безумием и над кино.

1.5