Бурное развитие трансграничной электронной коммерции стало глобальным экономическим трендом, и Урал - не исключение. За первое полугодие 2016 года жители УрФО получили почтой более 6,1 миллиона мелких пакетов, большая часть из которых - заказы из китайских магазинов. Это в 2,2 раза больше аналогичного показателя за предыдущий год. При этом практически вся международная интернет-торговля ведется в сегменте b2c ("бизнес для потребителя"): именно товары повседневного спроса непрерывным потоком текут через границы. В прошлом году россияне получили 126 миллионов посылок, причем 100 миллионов из них - из Китая. Навстречу течет скромный ручеек: из России в Поднебесную был доставлен только миллион отправлений. В финансовом выражении объемы экспорта и импорта, идущие через электронные площадки, соотносятся в пропорции один к девяти (573 миллиарда к 4,5 триллиона юаней).
Вместе с тем китайский рынок предлагает большие возможности для российских экспортеров: это 400 миллионов активных потребителей, имеющих навык покупок в Интернете. По статистике, на каждого китайца - от младенцев до стариков - ежегодно приходится по 11 интернет-посылок. Есть и успешные бизнес-истории о том, как иностранные компании, используя китайскую электронную площадку, буквально за пару дней зарабатывали миллионы долларов. И российский бизнес, особенно малый и средний, начинает понемногу осваиваться на новом рынке. Так, экспортные отправления из УрФО, по словам заместителя генерального директора Почты России Сергея Малышева, только за последние полгода выросли на 40 процентов, и тенденция, скорее всего, продолжится.
По оценке экспертов, самые большие экспортные перспективы имеет продукция российского пищепрома, на нее приходится девять из десяти товаров, пересекающих границу в восточном направлении. По мнению коммерческого директора российского центра электронных торгов Андрея Бойко, китайцы практически в неограниченных количествах готовы покупать рис, овощи, молочную продукцию, мед, орехи, масло, алкогольные напитки, сласти. Например, по данным Федеральной таможенной службы России, экспорт фасованного подсолнечного масла в первом квартале 2016 года составил 4,6 тысячи тонн, меда - 610 тысяч тонн.
Эксперты приводят в пример производителя круп быстрого приготовления, который в прошлом году начал реализацию своей продукции при помощи китайского маркетплейса. Однако яркой историей успеха этот опыт пока не стал: основная проблема - в транспортных расходах, которые несет производитель.
Что же касается непродовольственных товаров сегмента b2c, то здесь перспективно "сувенирное направление", считает директор по развитию Уральского округа почтовой компании Дмитрий Тупица:
- Урал может заинтересовать китайских потребителей изделиями из природных материалов, в том числе из камня. Это, например, образчики промыслов народов Югры и Ямала или традиционные для Уральских гор коллекции минералов. Отдельно можно выделить сегмент изделий из полудрагоценных камней и металлов. В силу своей неповторимости каждое из них будет реализовано с высокой степенью вероятности, - отмечает он.
Также могут найти своего потребителя травяные сборы для использования в традиционной китайской медицине, русские меха.
Однако с точки зрения доставки клиентам из КНР более удобно заказывать товары в интернет-магазинах Дальнего Востока, считает коммерческий директор логистической компании Седрик Амблар. И стоимость услуги, и время ожидания покупки будут меньше, чем при заказе из магазинов, расположенных в Москве или на Урале.
Впрочем расстояние - еще не самая большая проблема на пути развития интернет-торговли. Камнем преткновения стал маркетинг.
- Чтобы активизировать экспорт, нужно учиться у Китая, который прошел этот путь пять лет назад, - говорит глава российской национальной ассоциации дистанционной торговли Игорь Зубов. - В первую очередь необходимо создавать и продвигать бренд российского товара, чтобы очистить сознание потенциального китайского потребителя от расхожей цепочки ассоциаций "матрешка, балалайка, Калашников, медведь".
- Российские товары почти не рекламируются на китайском рынке, у них также отсутствуют необходимые сертификаты качества, - подтверждает эксперт по вопросам экономики и финансов Анна Нестерова. - К сожалению, Россия не вкладывается в создание своего бренда потребительских товаров, в результате жители КНР слабо представляют, что же мы можем им предложить. Например, группа кондитерских компаний из Челябинской области готова поставлять свою качественную и недорогую продукцию в Поднебесную, и, если бы там были с ней знакомы, спрос мог бы быть достаточно высоким. На мой взгляд, для популяризации российских товаров как минимум нужно выкупать баннеры на b2c-площадках, вкладываться в рекламу. Однако прежде целесообразность этих инвестиций должны подтвердить маркетинговые исследования. А на них у российских бизнесменов опять же, как правило, не хватает средств.
Заметим, пока одним из немногих российских брендов, известных китайским потребителям, стал шоколад "Аленка".
Впрочем ряд экспертов утверждает, что регионам стоит опираться на имеющийся опыт в других сегментах, например b2g ("бизнес для государства"). По словам директора по развитию российской ассоциации электронных торговых площадок Константина Михайленко, за последние семь лет страна научилась проводить в Интернете закупки товаров и услуг для всех госструктур, коммерческих компаний и естественных монополий. В них могут участвовать фирмы со всего мира. В 2015 году объем рынка таких закупок составил порядка 550 миллиардов долларов. Есть перспективы в электронном формате и у бизнес-модели b2b ("бизнес для бизнеса"), и, возможно, именно она станет основной для трансграничной торговли наших стран через несколько лет.
- Я считаю, что экспортный потенциал российских региональных компаний на рынке b2b выше, чем в сегменте b2c. Ведь конкурировать с китайскими производителями розничной продукции у российского бизнеса не получится в первую очередь по цене, - поясняет эксперт по электронной торговле Тимофей Ким. - В сегменте b2b ситуация выглядит более перспективной. В сети уже существуют отечественные электронные торговые площадки b2b с развитым китайским сегментом. Кстати, приграничный регион СУАР (Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР) определен правительством Китая как ключевой в построении внешнеэкономических связей с Евразией, это нужно учитывать и использовать. В регионе существуют программы поддержки внешнеэкономических связей. Для российских поставщиков разработана возможность участвовать в реальных конкурентных электронных процедурах и выйти на целевую аудиторию через союзы, ассоциации и профильные ведомства китайской стороны. Этой возможностью уже воспользовались более 50 компаний.
Китайских бизнесменов, готовых развивать интернет-торговлю с российскими регионами, могут заинтересовать уникальные разработки малых предприятий в области электроники, промышленного и медицинского оборудования, химпрома. По словам директора экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николая Калмыкова, российская техника зачастую качественнее китайской, но дешевле западной. Кроме того, в регионах имеются вполне приличные производства средств личной гигиены и косметики.
Мнение российских коллег разделяет и китайская сторона торгового процесса.
- В2b - основная модель трансграничной электронной торговли, а b2с - только вспомогательная, - считает президент международной торговой интернет-платформы Сунь Тяньшу. - Как в свое время паровая машина изменила способ производства, электроэнергия - образ жизни, а Интернет - способ общения, так и в ближайшее время электронная коммерция перевернет взгляды на международную торговлю в областях логистики и финансов. От этого никуда не деться и надо заранее учиться использовать новые инструменты.
По его мнению, сейчас интернет-торговля находится в стадии "бутылочного горла" - ее тормозят сохранившиеся на некоторых этапах офлайновые операции. Человеческий фактор пока слишком велик: операторы принимают заказы, техники клеят этикетки, менеджеры сопровождают финансовые потоки и так далее. Но, когда информационные барьеры между этапами производства и реализации товаров будут полностью преодолены, процесс взаимной торговли станет прозрачнее и проще.