Такая смена амплуа всегда непроста. Комедию неизвестного итальянского автора XVI века выбрал сам Виктюк. На первой читке отдал Неведрову свой пиджак и темные очки, вдохновив всех на работу одной фразой: "Режиссер готов!"
Спектакли Романа Виктюка - всегда головоломка и взрыв эмоций. Вот и в "Венецианке" вдруг итальянское Возрождение сплетается с русским Серебряным веком, комедия масок с декадансом, тема театра со страстью и всепримиряющей любовью. Сплошные аллюзии пронизывают спектакль. По жанру это - театр в театре. Студия начала прошлого столетия репетирует пьесу XVI века в духе новых революционных веяний. "Даешь новый театр! Жить по-новому! Играть по-новому! Дышать по-новому", - выкрикивает персонаж, играющий режиссера постановки (Михаил Фатеев).
В конструкцию на сцене (напоминающую "станок для игры" Любови Поповой к мейерхольдовской постановке "Великодушного рогоносца" 1920-х годов) вмонтированы огромные буквы "Р", "В" и "М". Актеры лихо перемещаются по деревянным супрематическим прямоугольникам и лестницам, созданным Владимиром Боером.
- Революция, вперед! Москва! - дает режиссер расшифровку буквам за спинами актеров. Хотя зрители могут вычитать в них и инициалы руководителя театра, и имя Мейерхольда, Мастера, кого-то еще.
Из-за актера, играющего в итальянской пьесе юношу Юлио (Иван Иванович), в Венеции случается переполох: полгорода влюбляется в прекрасного незнакомца. Сам Юлио влюбляется в одну донну, в него влюбляется другая (все женские роли тут, как обычно, играют мужчины). Все начинается с веселого распределения ролей, запутывается и закручивается. Юлио все тревожится: "Что-то здесь не то". Он лишь безропотный актер, который должен выполнять волю режиссера. Примет ли он новаторские идеи Учителя или спрячет свое несогласие под маской (вместо которой - красная авангардная рамочка)?
По словам Неведрова, "Венецианка" - посвящение великим театральным Учителям, в том числе Мейерхольду, Евреинову, Таирову, Любимову (в театре которого Игорь когда-то служил) и, конечно, Виктюку. Так часто бывает: новые идеи не принимают поначалу и зрители, и сами актеры. Но время расставляет все по местам. Нет подлинного мастерства без страха, яркого спектакля без мучительных открытий. Девиз тут - из Мейерхольда: "В школе нельзя всему научиться - нужно научиться учиться".
В спектакле актеры предают своего Учителя. Так бывало и с Мейерхольдом, и с Любимовым. Но... ясно, что актеры Театра Виктюка своего-то Учителя не предадут - какими бы смелыми и новаторскими ни были идеи Мастера.
В новом сезоне "Венецианка", как и все остальные постановки репертуара, переедет на новую сцену. Театр наконец-то обретет свой дом - здание на Стромынке, возведенное архитектором Константином Мельниковым. Кстати, и Мельникова ведь тоже долго не принимали и не понимали - но впоследствии признали одним из самых талантливых архитекторов XX века, назвали "советским Гауди"... Вот на новой сцене, обещают создатели спектакля, "Венецианка" и зазвучит по-новому.