Ярким примером наступающего осеннего обострения можно считать историю, произошедшую в Харькове. Там местная "активистка майдана" Марина Хаперская затеяла тяжбу с компанией "Макдоналдс" только потому, что кассир заведения не смог, а в изложении жалобщицы - не захотел, обслужить ее на государственном языке. "Как ваши работники говорят дома и между собой, меня не волнует. Я хочу, чтобы, когда я в своем государстве обращаюсь на государственном языке, ваши работники не переспрашивали, не морщили нос и не делали вид, что не понимают", - апеллировала пламенная патриотка на своей странице в "Фейсбуке" к продавцам фастфуда. И получила официальный ответ. На фирменном бланке, правильным украинским языком, ей напомнили, что конституция не предусматривает привилегий, а равно ограничений по языковому или иному признаку. Так что сотрудники "как владеющие украинским языком, так и те, кто отдает предпочтения языкам национальных меньшинств, будут рады принять ваш заказ в будущем".
Увы, но не всегда знание конституции Украины - единственной на сегодня защиты прав русскоязычных, позволяет отбивать атаки ревнителей "мовы". Всеукраинскую известность получил другой случай, произошедший в Киеве. "Активистка майдана" по фамилии Ницой обратила внимание, что в крупнейшей детской клинике "Охматдет" на стенах нарисованы рыбки, почему-то носящие русские имена - Прасковья, Варвара, Марфа. На автора - известную художницу Светлану Рудакову, решившую таким способом помочь больным детям, посыпались обвинения и угрозы. Из-за поднятой Ницой кампании, дошедшей до руководства минздрава, администрация клиники была вынуждена попросить художницу переименовать рыбок. Такие ситуации украинская реальность подбрасывает регулярно: то в Черкассах уволят продавца, отказавшегося общаться на украинском языке, то львовские филологи через суд потребуют изъять из украинского паспорта страницу на русском языке. Более того, модным становится рассуждение о том, что Крым был потерян из-за того, что Украина недостаточно внедряла там украинский дух. "Украинские власти ничего не делали, чтобы нас там любили. Мы открыли там всего одну украинскую школу, никак не продвигали украинские идеи, никак не финансировали две украиноязычные газеты", - заявила на днях украинский политолог Янина Соколовская, полагающая, что теперь для возвращения в состав Украины крымчане просто "должны забыть" об отключениях света, воды и транспортной блокаде и, видимо, срочно выучить украинский язык. Очевидно, украинский политолог Соколовская до сих пор не осознала, что, воссоединившись с Россией, жители Крыма уже никому ничего не должны на Украине.
Кстати, именно закон "О языковой политике", дававший пусть ограниченные, но все же права русскоязычным гражданам, был отменен после госпереворота одним из первых. И потому, сколько бы президент Порошенко ни утверждал, что языковой проблемы в стране не существует, националисты не прекращают "охоту на ведьм".