издается с 1879Купить журнал

"Твои писульки бесам читать приятно..."

Ругательные письма обрушились на Льва Толстого к исходу жизни

Классики русской литературы часто подвергались нападкам со стороны недоброжелателей. Лев Николаевич Толстой испытал это в полной мере, особенно к концу жизни, когда критика в его адрес стала еще более грубой.

Очередная, но никак не последняя волна возмущения нахлынула на Толстого после появления летом 1908 г. в газетах цензурной версии статьи писателя "Не могу молчать"1, ратовавшей за отмену смертной казни, которая только в том году унесла жизни более тысячи человек2 - это был своего рода рекорд для послепетровской России, до Октябрьской революции он так и не был побит.

Главная претензия к Толстому заключалась в том, что он защищает убийц от расстрелов и не думает об умерших от рук террористов. Но вышло так, что среди тех выжимок из статьи, которые попали в газеты, почти не оказалось слов, говорящих о виновности революционеров (и поэтому они остались незамеченными на фоне сказанного против политики правительства), хотя, казалось бы, именно эти абзацы не должны были смутить цензоров.

Что не позволили себе газетчики, на то осмелились в письмах люди, возмущенные словами классика о расстрелах и повешениях. Вероятнее всего, многие из них даже не читали самой статьи Толстого, а основывались лишь на отзывах в консервативной и церковной прессе; обращает на себя внимание повторение в письмах целых предложений из печатных рецензий3. Отправители кипели от злости и молчать не стали. Таких конвертов за июль и август 1908 г. в Ясную Поляну пришло около двадцати4.

Важно добавить, что помимо двух десятков "писем ругательных", было в три раза больше "писем сочувствия"5. Иногда письма сопровождались газетными вырезками с примерами ужасных поступков, а однажды Лев Николаевич получил еще и посылку, которая повергла в ужас всех жителей Ясной Поляны: это была коробка с веревкой внутри6. К ней прилагалось письмо с подписью "Русская мать", которое мы публикуем первым в данной публикации. Документы хранятся в отделе рукописей Государственного музея Л.Н. Толстого (ОР ГМТ).


N 1. Письмо от О.А. Марковой из Москвы

Граф

Ответ на Ваше письмо7.

Не утруждая правительство, можете сделать сами, не трудно. Этим доставите благо нашей родине и нашей молодежи.

Русская мать8.

1908 год 26 августа9.

ОР ГМТ. Ф. 1. Д. 250/20. Л. 1-2.

В посылке с веревкой было вот такое послание классику литературы. / ОР ГМТ.Ф. 1. Д. 250/20 - О.А. Маркова (Русская мать), Москва, 26 августа 1908 г.


N 2. Письмо неизвестного из Казани от 29 июля 1908 г.

Негосподин Левушко Толстой.

Пишешь: не могу молчать, как будто ты какая-то особенность, ты такая же мерзость и ничтожество, как и многие другие, о том только и забота у тебя день и ночь, чтобы себя прославить. Изворотливо-лукавый демон владеет твоим умом на погибель тебе и слушающим тебя, избави нас от лукавого.

Придет время, и оно близко, все твои сочинения - писульки - побросают в помойные ямы, как мерзость какую.

Здравомыслящий человек так не напишет, ты или выжил от старости из ума, или ты очень злой человек, - видим, что в тебе того и другого много, как злого, причисляем тебя к партии демонов, ты к демонам - к бесам принадлежишь давно и давно со времени молодости, а в лета старости сделал себя орудием злой силы - бесов.

Умрешь, тогда узнаешь, что все твои сочинения - писульки - есть шатание, бред, беснование ума твоего. Если ты в годы молодости был нехорош, то в старости ты должен быть прескверный, так оно и вышло.

Это так говорит Святое и Священное Писание.

Твои писульки бесам читать приятно.

Стараясь оскорбить писателя, анонимы не выбирали выражений.  / ОР ГМТ.Ф. 1. Д. 58839 - Неизвестный корреспондент, Харьков, 17 июля 1908 г.


Приложения (вырезки из газет)10:

Под защитой Толстого

Любимые графом Львом Толстым убийцы и грабители проделали на днях такую штуку. В Николаеве несколько вооруженных проникли в квартиру Лазаревых и, застав старуху Лазареву, потребовали денег. Негодяи придумали страшный способ выпытать у старухи, где хранятся деньги. Они решили заживо сжечь ее. Грабители положили старуху на матрац и подожгли его...

Став у кровати, изуверы стали ждать "признания". Но вместо признания из уст старушки вырывались одни лишь глухие стоны. Огонь уже стал подступать к ногам старушки. Инквизиторы, видя, что со старушкой ничего не поделаешь, поспешили скрыться. Каким-то чудом огонь стал спадать и вскоре почти совершенно потух. Наутро соседи обратили внимание на дым. Предполагая, что внутри квартиры пожар, соседи бросились через открытую дверь в спальню стариков, где они наткнулись на ужасную картину: на тлеющей кровати лежала без памяти старушка. Часть тела оказалась обгоревшей. Врач признал положение Лазаревой крайне опасным ("Свет")11.

НИКОЛАЕВ. Не успел еще изгладиться из памяти недавний случай изнасилования целой компанией негодяев 19летней девушки, как на днях в Николаеве снова имел место подобный же возмутительный случай.

Около 4-ех часов пополудни разносчик писем почтового отделения заявил надзирателю Черноморского завода г[осподину] Плохому, что не более получаса тому назад он видел, как компания молодых парней, человек 7-8, тащили неизвестную женщину в Лески, прилегающие к восточной стороне завода. Женщина кричала и сопротивлялась, но негодяи подгоняли ее ударами кулаков. Получив это известие, надзиратель, взяв с собой 6 человек заводских стражников, отправился к месту, указанному почтальоном. Городовые рассыпались в кустах и принялись искать компанию. Вдруг один из городовых заметил в гущине компанию негодяев, насиловавших женщину. Дав тревогу, городовой погнался за убегавшими, которые, завидев полицию, пустились бежать в разные стороны. Измученная женщина продолжала лежать. После долгой погони полиции удалось задержать 6 насильников. Изнасилованная негодяями женщина оказалась Евдокией Г-вой, 28-ми лет.

Негодяи не удовольствовались одним насилием и ограбили у своей жертвы вещи и деньги на сумму 24 руб. Все 6 задержанных почти мальчики, и старшему из них на вид лет 23-2412.

ОР ГМТ. Ф. 1. Д. 58683. Л. 1-2.


N 3. Письмо неизвестного из Петербурга от 8 июля 1908 г.

Граф! Я прочитал Ваше "Не могу молчать" и должен сказать Вам: чего же молчали Вы до своего юбилея, почему молчали, когда были еще молоды и сильны, когда Вы воистину могли бы попасть на веревку. А теперь, имея имя всесветное, - глупо желать этой веревки! Это фальшь, звучное слово митинга, а не мысль философа и умника, которым считает Вас большинство читателей, хотя и не почитателей. Убийство должно строго быть наказано: поднявший меч мечом да погибнет13; оздоровляя почву, сорную траву не пересаживают, а уничтожают, чтобы как-н[ибудь] и где-н[ибудь] она не прижилась. Государственная власть - огородник, и ей очень дороги овощи, а не всякий чертополох. Обратитесь же Вы с письмом к разбойникам и всяким убийцам, и им внушайте заповедь: "не убий", а тогда само по себе не будет и казней, не будет и палачей. Правда, занятие их позорно, но прибыльно, а сколько народу занимается другими позорными занятиями - и ничего, даже в обществе на них не косятся!!! Ох, граф! Легко говорить об идейной жизни, стоя одной ногой в гробу. Что бы сказали Вы - если бы на Вас напали или на семью напали люди, которых Вы жалеете - не думаю, что поблагодарили бы их! Так напишите же к злодеям о том, чего они не должны делать. Общество же должно быть охранено. Каторга и ссылка, скажете Вы, - а побег, а бунты и смерть служащих, смерть убийцам - достойное наказание.

ОР ГМТ. Ф. 1. Д. 58802. Л. 1.

ОР ГМТ.Ф. 1. Д. 58802 - Неизвестный корреспондент, Санкт-Петербург, 8 июля 1908 г.


N 4. Письмо неизвестного из Гродно от 27 июля 1908 г.

Графу Л.Н. Толстому

Граф!

Очень прошу Вас, прочитайте внимательно статью Меньшикова о Вас в "Нов[ом] времени" (в N 11614)14 не один раз, а несколько раз и вдумайтесь в нее. Припомните, что Библия (Быт. гл. 5-ая)15 и законы всех культурных народов - за смертную казнь.

Но если и после этой статьи Меньшикова Вы будете писать в защиту убийц, держать сентиментальную проповедь нежных чувств не к убиваемым, а к их убийцам, то что же это значит?

1. Это значит, что у Вас в Вашем сознании на первом плане не справедливость, а желание популярности, страстное желание вычурностью своего мнения заставить говорить о себе, желание вызвать шум, звон и трезвон, звуки иерихонских (= еврейских) труб, курение Вам фимиама со стороны всей духовной родни убийц и насильников. Не правда ли? Обратитесь за ответом на этот вопрос к Вашей совести. Скажите по совести: разве это честно??

2. Это значит, что в деле усиления своей популярности Вы идете тем же путем, по которому шли Шницлер16 (хотя неудачно) и Ницше (и, пожалуй, Герострат). Неужели Вам не противно сознавать, что в деле усиления популярности Вы ставите себя на одну доску с этими жалкими ублюдками солидной немецкой философии?

3. Это значит, что, как сказал пр[орок] Исайя, что Вы смотрите и не видите, слушаете и не слышите17, что Бог предал Вас в неискусен ум (Римл. гл. 1)18, что Вы под влиянием обуявшей Вас страсти популярности не еже хотите доброе творите, но еже не хотите злое сие содеваете (см. Римл. гл. 719 и роман "Воскресение"). Почему бы Вам не освободиться от этой страсти, не воскреснуть, как Нехлюдов?

Простите, граф, я никак не могу поверить, чтобы автор "Воскресения", прекрасно изучивший Послание к Римлянам, написавший роман "Воскресение" под влиянием идей этого Послания, создавший тип Нехлюдова, мог искренно в глубине души жалеть убивающих, а не убиваемых, защищать первых, а не вторых.

Ваш старинный читатель и почитатель.

ОР ГМТ. Ф. 1. Д. 58565. Л. 1-2.

В произведениях писателя тема насилия была одной из главных. Н.А. Владимирович. / Иллюстрация к роману "Война и мир". 1970 г.


Примечания
1. Речь. 1908. 3 июля. С. 2; Слово. 1908. 3 июля 1908. С. 2; Пробуждение. 1908. N 14. С. 5-8.

2. Таганцев Н.С. Смертная казнь. СПб., 1913. С. 91.
3. Гусев Н.Н. Два года с Толстым. М., 1973. С. 191. Запись от 31 июля 1908 г.
4. Гусев Н.Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1891-1910 гг. М., 1960. С. 633.
5. Там же.
6. Толстая С.А. Дневники. Т. 2. М., 1978. С. 110. Запись от 7 сентября 1908 года.
7. Статья "Не могу молчать" в газетах иногда называлась письмом. См. например: Письмо Л.Н. Толстого // Русские ведомости. 1908. 4 июля. С. 1-2.
8. 16 июля 1908 г. в газете "Русская земля" было опубликовано открытое письмо под названием "Я также не могу молчать", где автор, подписавшаяся "Русская мать", на этот раз в развернутой форме, негодовала на Толстого. Вероятнее всего, это одно и то же лицо, а не подражательница.
9. Посылка была доставлена в Ясную Поляну 1 сентября, а уже 3 сентября Толстой написал письмо приславшей посылку Марковой: "Ольга Александровна, очень жалею о том, что, уже наверное без желания это сделать, вызвал в вас те тяжелые, вероятно, для вас самих чувства, которые выражены в вашем письме. Очень порадуете меня, если объясните причину вашего недоброго чувства и постараетесь потушить его в себе. Боюсь, что вы примете это за пустое слово, но совершенно искренно говорю:
Соболезнующий вам и любящий вас Лев Толстой".
Скорее всего, это письмо и не было получено Марковой: в декабре 1908 г. Н.Н. Гусев, секретарь писателя, пришел по адресу, указанному в письме (Москва, 4я Мещанская, дом Киргоф), и оказалось, что Маркова в этом доме не проживала (Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т. 78. М., 1956. С. 223-224; Гусев Н.Н. Летопись... С. 646).
10. Вырезки обернуты бумагой, на которой написано: "Это самые спелые и вкусные плоды твоих сочинений: пустословий - писулек".
11. Вырезка из неустановленной газеты. Данная заметка была перепечатана из газеты "Свет" под новым заголовком (По городам и селам // Свет. 1908. 21 июля. С. 3).
12. Вырезка из неустановленной газеты.
13. Евангелие от Матфея, гл. 26, стихи 51-52; Откровение Иоанна Богослова, гл. 13, стих 10.
14. Меньшиков М. Письма к ближним // Новое время. 1908. 13 июля. С. 3.
15. Очевидно, это ошибка - в 5-й главе книги Бытия никакого упоминания о смертной казни нет.
16. Шницлер Артур (1862-1931) - австрийский писатель.
17. Книга пророка Исайи, гл. 6, стихи 8-10.
18. Послание к Римлянам, гл. 1, стих 28: "И так как они не пожелали постичь Бога, Бог отдал их во власть их развращенного ума, побуждающего делать то, чего делать нельзя".
19. Автор имел в виду следующие слова апостола Павла: "И я не делаю добра, хотя и хочу, а зло, хотя и не хочу этого, делаю" (Послание к Римлянам, гл. 7, стих 19).