17.08.2016 14:25
    Поделиться

    Войтинский: В России популярно кино про то, что у нас уже было

    Александр Войтинский известен как музыкальный продюсер (создатель группы "Звери") и успешный кинорежиссер, снявший картины "Черная молния", "Призрак", "Елки", "Джунгли". Сейчас он снимает новый фильм "Дед Мороз. Битва магов". Снова в жанре фэнтези. Обозреватель "РГ" расспросила режиссера о жанре и разнице между отечественным фэнтези и зарубежным.

    Александр, вы взялись за фильмы в стиле фэнтези потому что жанр сейчас на подъеме? Или потому, что российскому кино этого не хватает?

    Александр Войтинский: Я пробую себя там, где могу быть полезен, и делаю то, что должен. При этом перехожу все время на более крупный масштаб и на более эффективную позицию, с которой можно разговаривать и менять мир произведениями искусства. Фэнтези - очень сильный инструмент воспитания, воздействия, коммуникации людей между собой. К этому общество и стремится.

    Отмечу, что кино - это общественный вид деятельности. Не я решаю, что будут смотреть, а общество. И задача режиссеров, сценаристов, актеров - встроиться в этот процесс. Так что, если говорить про фэнтези,  это действительно самый востребованный жанр.

    Почему? Помогает научить, переосмыслить?

    Александр Войтинский: Если бы кино не помогало чему-то учиться, его никто бы не смотрел. Человек, в отличие от любого другого вида животных, рождается, не зная, как он будет выживать. И если он ничего не умел, но всему научился, значит, была какая-то внутренняя сила, которая заставила его это сделать. Точно так же, как инстинкт выживания требует пищи физиологической, инстинкт обучения требует пищи информационной. Каждый из нас ищет новое, пытается искать ответы на актуальные для его жизни вопросы.

    Кино учит отношениям с людьми и самим собой. Среда, в которой существует человек - не лес, не город, а люди. И это самая большая сложность - учиться выживать среди людей: любить, прощать, побеждать, быть сильнее, слабее, жертвовать собой. Во всей этой науке человек заинтересован инстинктивно. Однако, он не идет в кино, выбирая, мол, пойду-ка я поучусь дружбе, любви или как пережить измену… "Пойду-ка я развлекусь" - люди так это воспринимают. Но на самом деле в подкорке - инстинкт обучения.

    Мне приходится читать вам лекцию, потому что слона, как обычно, никто не приметил.

    И вас никто об этом не спрашивал?

    Александр Войтинский: Да. И ваш вопрос большой - почему именно фэнтези. А это другой мир - он невероятно интересный. Для антитезы пример: есть такое удовольствие - поесть картошку фри. Тот, кто поел, с удовольствием и завтра это сделает. А вот тот, кто посмотрел фильм или прочитал книгу, завтра за них же не берется. Я не привожу примеры, когда надо "дораспробовать", еще раз прочувствовать. Как правило, закрытая книга или просмотренный фильм - это уже не работает. Все хотят нового. И фэнтези - это и есть то новое, ради которого приходит зритель и читатель. Человек попадает в другой, параллельный мир, где есть вещи, которые ему понятны. При этом они находятся в другой Вселенной,  и наш инстинкт обучения получает лакомую пищу. Именно поэтому, когда мы видим мировые сборы фильмов-фэнтези, нас и впечатляет, сколько людей ходит на них.

    Но речь о зарубежных фильмах - в России фэнтези делать не умеют. Были когда-то успешные "Дозоры", но в целом жанр не наш. Тем не менее, вы за него беретесь.

    Александр Войтинский: Вы абсолютно правы - нам этот жанр неподвластен. Он вообще подвластен только американцам, и ответ на вопрос лежит в другой плоскости - не в той, в которой его ищут. Потому что у нас в центре внимания  кинотеатры, билеты, цены. А проблема глубже - это вопрос культуры. Мы посмеиваемся, мол, американцы - их культуре 300 лет с хвостиком. Но слабость однажды становится силой - такова философия нашего мира. Они стали придумывать свою мифологию, и она у них современная. И по форме, и по содержанию. Ни у кого такой нет.

    Способность мечтать и творить свой мир, за который полностью отвечаешь и можешь сделать его любым - это американская ментальность нового человека. И эта "перезагрузка", которая произошла на далеком континенте, привела к тому, что сильные люди, которые в свое время были готовы туда уехать - все равно как на Марс полететь - отфильтровали такую цивилизацию. И теперь эти люди придумывают фантастические истории именно потому, что они умеют мечтать, и уверены: мечта может стать реальностью. Это и позволяет им придумывать и делать это хорошо.

    А у нас?

    Александр Войтинский: А мы в России не склонны придумывать. Потому что наша культура патриархальная - она смотрит в прошлое. Мы к будущему повернуты другим местом, как та самая избушка. Посмотрите, какие наши фильмы успешные: "Легенда номер 17", "Высоцкий: Спасибо, что живой", "Сталинград", "Экипаж". Про то, что у нас уже было. Мы смотрим в прошлое, как жена Лотта в мифологии, и превращаемся в соляной столб. Ничего в этом страшного нет - многие восточные культуры так живут.

    Но вот вы лично сняли отечественный фильм "Призрак" - взяли типичный американский сюжет и перенесли его на нашу почву. Летчик в исполнении Федора Бондарчука с того света пытается привести свои дела в порядок на этом.

    Александр Войтинский: И надо это делать. Потому что я уверен в том, что это не американский путь, а общечеловеческий. То, что сделал один, может использовать и другой. Мы должны перехватывать, учиться и идти вперед. Поэтому я и стараюсь делать такое кино. И фильм "Черная молния" - это был первый шаг. Давайте что-то сделаем про человека, который изменился, стал сильнее, принялся помогать людям. Это же близко и к нашей ментальности. Почему же мы не можем это использовать?

    Супергерой по-российски?

    Александр Войтинский: Да. Но нужно это пересадить грамотно на нашу почву, чтобы не было слепого копирования, чтобы это словно выросло из нас. Для этого происходящее должно быть похоже на нашу жизнь.

    Свой новый фильм "Дед Мороз. Битва Магов" вы снова снимаете с Федором Бондарчуком - он вам нравится как актер? Да и другие актеры из "Призрака" присутствуют в новой картине - тот же Ян Цапник, к примеру.

    Александр Войтинский: Когда встретился с блестящим актером, и знаешь, что он может сделать, его талант хочется вложить в каждый фильм. Но у нас много и молодежи. И новых для жанра лиц. Например, антагонист в фильме - прекрасный Алексей Кравченко. Я его помню совсем молодым, когда он играл у Элема Климова в картине "Иди и смотри". На пробах меня удивила не только блестящая актерская техника, но и великолепная физическая форма. Следить за собой - не всегда в традициях наших актеров, а Алексей - бодрый, свежий, энергичный. Его роль будет большой неожиданностью для зрителя.

    А Егор Бероев и Ксения Алферова?

    Александр Войтинский: У них не такие большие, но пронзительные романтические роли, которые стали украшением фильма. Это прекрасные актеры, конечно.

    Девочка на роль главной героини Маши…

    Александр Войтинский: …я был знаком с Тасей и выбрал ее заранее. На мой взгляд, Таисия Вилкова - будущая звезда огромного масштаба. И сценарий писали под нее. И когда она пришла на картину, я сразу сказал: поздравляю, ты принята на роль, кастинг закрывается. Но потом у нее что-то не сложилось, и это был удар. Мы подняли волну и пригласили на пробы много актрис. Искали долго, нашли, кстати, несколько превосходных юных талантов, но потом Тася вернулась.

    Ваш фильм сможет окупиться только в новогодний прокат?

    Александр Войтинский: Да, наш фильм должен окупиться только за счет российского рынка, а в Новый год российский зритель традиционно идет в кино, и мы на это очень рассчитываем.

    Неумение мечтать и снимать фантастику привело к тому, что наше кино интересно только в России. Однако, это участь всех - в Европе такая же история. Но у нас рынок-то небольшой, и он не может окупить больших вложений в фэнтези. Приходят люди в кинотеатр, билет стоит 300 рублей и на российский и на американский фильмы. Но у российской картины - 1000 залов, а у американской - 20 000. В итоге американцы картины соберут гораздо большие деньги и снова вложат их в производство. И на выходе получится совершенно другой уровень. А у нас что вкладывать? Откуда брать деньги? Непопулярная культура проигрывает битву за сердца зрителей.

    Но у вас большой по отечественным меркам бюджет на "Деда Мороза" - вас поддерживает Фонд кино.

    Александр Войтинский: Вот это очень хорошо. Это единственный пока путь поднимать авторитет российского кино.

    У вас в картине будут огненные чудовища и другие яркие спецэффекты. Кто работает над ними - наши или американцы?

    Александр Войтинский: Мы делаем попытку найти городские фэнтези в нашей реальности - как еще можно рассказать легенду про Деда Мороза и его братьев в наше время? При этом все делаем сами, у нас одна из лучших графических студий в стране. Но им очень тяжело - они работают на износ, люди хотят гордиться своей работой. Мы с этими виртуозами компьютерной графики и "Призрак" делали.

    Какие вам лично нравятся фильмы в жанре фэнтази?

    Александр Войтинский: Те же, что и всем - "Аватар", "Гарри Поттер". Все новые вселенные, куда не ступала нога человеческая. Все равно в любом взрослом продолжает жить ребенок - он нас и ведет в кинотеатры. Думаю, что мне и "Варкрафт" понравится, хотя я его еще не видел.

    У вас не было желания снимать фильм по компьютерной игре?

    Александр Войтинский: Ох, это тяжело и очень дорого. Попозже - сделаем. Просто если реальность совсем уж выдуманная, то это почти стопроцентная графика - очень большие деньги. Вот заработаем на "Битве магов" и вложимся.

    Поделиться