Поделиться

    "Транснефть" завершила первый этап нефтепровода Куюмба-Тайшет

    На нефтепроводе Куюмба-Тайшет ведутся пусконаладочные работы
    "Транснефть" завершила строительство магистрального нефтепровода в рамках первого этапа одного из своих крупнейших проектов - Куюмба-Тайшет. В настоящее время  ведутся пусконаладочные работы, и уже осенью нефтепровод примет первую нефть. Таким образом, Куюмбинское и Юрубчено-Тохомское месторождения на севере Красноярского края будут подключены к транспортной системе Восточная Сибирь- Тихий океан.

    Значимость этого события сложно переоценить: нефтепровод Куюмба-Тайшет подключит к существующей системе трубопроводного транспорта новые месторождения. А значит, поможет поддержать нефтедобычу в России и, при необходимости, увеличить ее объемы, а также выполнить обязательства страны перед иностранными партнерами по поставкам нефти на азиатский рынок.

    Куюмбинское и Юрубчено-Тохомское месторождения разведаны еще два десятилетия назад, однако их разработка была отложена до лучших времен - на тот момент не было возможности эту нефть транспортировать. Ни трубопроводов, ни дорог, ни железнодорожных путей на сотни километров вокруг. Ситуация изменилась в 2012 году, когда правительство РФ подписало распоряжение о строительстве нового нефтепровода.

    Само строительство началось в 2013 году. Оно подразумевает два этапа: на первом этапе пропускная способность нефтепровода будет составлять 8,6 миллионов тонн нефти в год, а на втором, к концу 2023 года, по мере роста добычи нефти на месторождениях, пропускная способность возрастет до плановых 15 миллионов тонн.

    - На втором этапе будут построены две нефтеперекачивающие станции. Однако вся линейная часть нефтепровода, существующие НПС построены сразу с расчетом на загрузку 15 миллионов тонн нефти в год, - пояснил Михаил Логачев, начальник управления инвестиционных проектов ООО "Транснефть-Восток".

    Заполнение нефтью магистрального нефтепровода начнется уже в сентябре этого года, оно будет производиться с Тайшета так называемым обратным ходом. Как пояснил Михаил Логачев, это связано с тем, что ожидаемый объем нефти с Куюмбы и Юрубчено-Тохомского месторождения пока невелик, а для нормальной работы нефтепровода необходимо добиться определенного уровня давления, а значит и определенного объема нефти в трубе.

    Нефтепровод Куюмба-Тайшет протянулся на семьсот с лишним километров полного бездорожья, дикой тайги, вечной мерзлоты, болот, "перешагнул" несколько крупных рек, самая значительная из которых - Ангара. Территория, по которой пролег маршрут, отличается высокой сейсмичностью - местами до шести баллов. Все это заставляло инженеров искать нетривиальные решения, а строителей работать в экстремальных условиях.

    Посудите сами: единственная дорога, которая связывала стройку с "большой землей" - это "зимник", действующий с ноября по март. За это время было необходимо вырубить просеку по маршруту нефтепровода, вывезти лес, завезти строительную технику, трубы, материалы - вплоть до щебня и песка, потому что в сибирских болотах их неоткуда взять. А еще за зиму нужно успеть построить участок трубопровода, потому что летом начинается оттайка болотистых почв, которые могут не выдержать вес тяжелой техники. На лето, чтобы не было простоев в работе, назначаются гидравлические испытания нефтепровода и внутритрубная диагностика построенных участков.

    Нужно подчеркнуть, что вся стройка шла на довольно узком участке земли, отведенном под сам нефтепровод и вдольтрассовый проезд, шириной в одну машину. Таковы требования корпоративных природоохранных стандартов "Транснефти": северная природа хрупка и уязвима, поэтому Компания следила, чтобы подрядчики не нанесли ущерб почве, тайге, рекам. Не говоря уже об обязательной рекультивации земель после строительства: по правилам, на место возвращается снятый дерн, высеваются семена местных растений.

    Экологический аспект принимался во внимание на всех стадиях строительства -  еще при разработке маршрута нефтепровода его трасса была спроектирована так, чтобы обходить заповедные и особо охраняемые территории. Затем, на стадии проектирования, были применены самые современные технологии, максимально обеспечивающие надежность перекачки нефти. На всем протяжении трубопровод оборудован электронной системой контроля давления, множеством датчиков, с помощью которых сотрудники в диспетчерской смогут видеть ситуацию на каждом участке трассы каждую секунду, а в случае нештатной ситуации, нажав кнопку, смогут тут же закрыть задвижки нефтепровода и предотвратить утечку. На переходах рек трубопровод  дополнительно защищен специальным кожухом, имеется резервная нитка трубы, секущие задвижки ;на обоих берегах. В случае малейшего подозрения на изменение давления в трубе, можно перекрыть движение нефти по основной нитке и направить по резервной.

    Что же нефтепровод Куюмба-Тайшет даст регионам, по территории которых он проходит? Во-первых, ввод новой магистрали позволит добытчикам нефти начать полномасштабную добычу углеводородного сырья. В качестве примера можно привести Иркутскую область, где добыча нефти началась, по сути, только после запуска нефтепровода ВСТО. За пять лет сумма налогов, уплаченных нефтяными компаниями в бюджет Приангарья, выросла с 1 миллиарда рублей в 2010 до 18 миллиардов рублей в 2015 году. Аналогичным образом будет пополняться и бюджет Красноярского края. Во-вторых, появятся новые рабочие места: только на двух первоочередных НПC в Красноярском крае будет организовано 650 мест, в Приангарье после запуска нефтепровода - еще минимум 300. В-третьих, "Транснефть" в рамках социальной поддержки региона построила школы, сады, больницы для представителей малочисленных коренных народов севера.

    Наконец, в глухой тайге появятся новые инфраструктурные объекты: линии электропередач, подстанции, связь, вдольтрассовый проезд. Таким образом, проект решает проблему не только транспортировки нефти, но и электрификации части Красноярского края. А появление энергоснабжения открывает дорогу новым проектам на некогда неосвоенной территории.

    Досье РГ:

    Нефтепровод Куюмба-Тайшет пройдет по территории двух регионов, его общая протяженность составит 705 км. Из них 515 - по Красноярскому краю, 190 - по Иркутской области. Максимальная пропускная способность - 15 миллионов тонн нефти в год.

    Поделиться