Сериал на выходные: деревенский детектив "Агата Рейзин"
Хэмиш получил двадцать эпизодов тремя сезонами в 1995-1997 годах. Причем британофилы всей планеты крепко его любят, среди прочего, и за то, что титульную роль сыграл Роберт Карлайл, в паузу межсезонья успев забежать как Франко Бегби в "На игле".
Сейчас (и это хорошо!) настала очередь Агаты, лондонской пиарщицы, "в меру упитанной дамы средних лет" (53), которая, заработав достаточно и несколько притомясь, решается на тихую жизнь и поиски мужа в субурбии.
Она перебирается в небольшую уютную деревеньку окрест Оксфорда. Где, разумеется, лишь фасад пристоен и опрятен. Тогда как за ним - бурление страстей, стремящееся наружу исподнее, интриги, возня, подкустовые выползни и убийства такой периодичности, что стороннему наблюдателю даже странно, как поселение еще не вымерло до сих пор на корню.
В 2014-м "Агата" (Agatha Raisin) была запущена полнометражным полуторачасовым "пилотом", в основу которого лег первый роман цикла, "Агата Рейзин: Дело об отравленном пироге" (Agatha Raisin: The Quiche of Death). Снял фильм Джеффри Сакс ("Доктор Кто", сумрачный хоррор с Майклом Китоном "Белый шум", "Громобой" с Фраем и МакГрегором).
Картину встретили тепло, а выбор некогда чрезвычайно милой Эшли Дженсен (любительница бисквитов из "Лобстера" Лантимоса) на главную роль удачен полностью.
В итоге этим летом беспокойная, проницательная и пышущая энергетикой Рейзин вернулась восьмисерийным сезоном: одна серия - одно убийство. Подозреваемые - все подряд, хотя уже к середине эпизода даже самые медлительные начинают догадываться, что злодей - дворецкий.
Сериал симпатичен, старомоден и даже не пытается выпендриваться. Разве что держит руку на пульсе толерантности с усиленным старанием: в микроселе нашлось место и лесбиянкам, и геям, и бисексуалам, и далее по списку - включая глуповатого негра-полицейского, умного, но неприметного полицейского-азиата, черного пастыря (у этого свои секреты), женатого на белой женщине, понюшке антиклерикального юморка и пригоршни никем не осуждаемых сексуальных свобод в среде гетеросексуальной части населения.
Здесь нет тонкости и грустинки, скажем, чудесного "Гранчестера", который почти ровно о том же, но глубже и изящнее. "Агата" - для другого. Это чистое, не замутненное лишними поворотами ума развлекалово формата "вечерок скоротать" - и не ждите большего.
Зато с поставленной задачей сериал справляется если не на "отлично", то уж, по крайней мере, на твердое "хорошо". Где-то между "ироничными детективами" Хмелевской и липатовским "деревенским детективом" Аниськиным. А то и с - прости, Господи - грубой врезкой Донцовой. Что в данном случае - не в упрек.