На кинофестивале в Торонто покажут ряд интересных исторических фильмов

Намеченный на сентябрь 2016 года Международный кинофестиваль в Торонто будет проводиться в 41-й раз. Интерес вызывает заявленная на этот год "историческая" программа.

В этой категории будет представлено более двух десятков художественных и документальных лент. В частности, показаны будут "Рождение нации" (The Birth of a Nation) Нейта Паркера о мятеже против рабства в 1831 году, возглавляемом черным проповедником Натом Тернером (в главной роли сам режиссер). Фильм саркастически повторяет название старого и несомненно расистского фильма Дэвида Гриффита, заставляя переосмыслить события прошлого, эхо которых до сих пор звучит в США.

Еще одним размышлением об американской истории станет "Сера" (Brimstone) нидерландца Мартина Кулховена. Это - "религиозный вестерн" о молодой женщине (Дакота Фаннинг) из поселения на "фронтире" Дикого Запада, которая пускается в далекий путь, чтобы защитить себя и семью от "дьявольского" проповедника (Гай Пирс).

Совершенно иная женская биография демонстрируется в "Марии Кюри: смелости знания" (Marie Curie, The Courage of Knowledge) французского режиссера Мари Ноэль. Физик и химик, дважды удостоенная Нобелевской премии, Склодовская-Кюри (Каролина Грушка) показана в ленте как хрупкая женщина в "мужском мире" науки, которая отстаивает свое право вести свой образ жизни во всех областях - частной и публичной.   

В отличие от предыдущих лент, "Отрицание" (Denial) Мика Джексона основано на недавних реальных событиях - речь в нем о произошедшим в девяностые годы судебном процессе историков, в котором Деборе Липсатдт (Рейчел Вайс) пришлось доказывать оспариваемый ее коллегой Дэвидом Ирвингом (Тимоти Сполл) факт Холокоста.

В документальном кино по-прежнему популярна тема государства. Свидетельством тому две недавние ленты. "Все правительства лгут: правда, ложь и дух И.Ф. Стоуна" (All Governments Lie: Truth, Deception, and the Spirit of I.F. Stone) американца Фреда Пибоди рассказывает о независимом журналисте, который дал голос "простому человеку" в мире коррумпированных правительства и СМИ. Близкая тема рассматривается и в документальной драме Петры Эпперляйн и Майкла Таккера "Карлмарксштадт" (Karl Marx City). Уроженка немецкого Хемница (бывшего восточногерманского Карлмарксшатдта) Петра Эпперляйн расследует самоубийство своего отца в 1999 году, пытаясь выяснить его причины в стране когда-то всемогущей спецслужбы Штази с огромным числом штатных и внештатных сотрудников.

В Торонто заявлены и более традиционные исторические картины из стран восточного полушария. Из них, безусловно, следует отметить три. Если юность и зрелость "Короля-Солнца" не раз становилась предметом внимания кинематографистов ("Взятие власти Людовиком XIV" Росселини, "Король танцует" Корбье, "Ватель" Жоффе), то "осень патриарха" французского абсолютизма решил описать испанский режиссер Альберт Серра в "Смерти Людовика XIV" (La Mort de Louis XIV). На главную роль он пригласил Жан-Пьера Лео, альтер-эго Франсуа Трюффо в "400 ударах" и героя его цикла об Антуане Дуанеле. Картина показывает ослабление тела короля при неслабнущем духе - сыгранного также крупным актером, вся жизнь которого была на виду, где самым важным оказывается спектакль смерти и уход "великого века" со "славой красных каблуков и величавых париков".

Девятнадцатый век показан в "Дуэлянте" Алексея Мизгирева - одной из трех российских лент, отобранных для демонстрации в Торонто (наряду со "Следующим" Елены Бродач и "Зоологией" Ивана Твердовского). Мизгирев обращается к одной из сквозных тем для русской литературы от Пушкина до Куприна - дуэли. В центре киноповествования "вернувшийся алеутом" записной бретер (Петр Федоров), который неизменно побеждает на поединках, выступая за других, пока не сталкивается с выбором: победа ради себя или поражение ради любви к сестре соперника. В картине также задействованы Владимир Машков, Сергей Гармаш, Юрий Колокольников, Франциска Петри.

Наконец, двадцатый век покажет Франсуа Озон. Некогда почти маргинальный режиссер, на сей раз он берется за до сих пор болезненную тему для европейского сознания - Первую мировую войну. В по большей части черно-белом фильме "Франц" (Frantz) молодая женщина, живущая в маленьком немецком городке, замечает, что на могилу ее жениха, погибшего на войне, приходит незнакомец-француз, также в трауре по своему бывшему другу. Их постепенно связывает общее чувство утраты, пока оно не перерастает в нечто большее, открывая неожиданные повороты в истории. Об этом последняя работа Озона с франко-немецкой речью в кадре - и, видимо, с неявной отсылкой к "Жюлю и Джиму" Трюффо.

Указанные фильмы будут демонстрироваться с 8 по 18 сентября 2016 года.