Джин Уайлдер: 5 самых важных ролей выдающегося актера
Сам Уайлдер в одном из интервью говорил, что смог завоевать популярность, потому что пришел в кинематограф в момент, когда зрители захотели видеть героев с изъянами и слабостями. Именно человечность и мягкость изображаемых им персонажей заставляет сегодня ряд критиков говорить о том, что у него не осталось последователей в жанре комедии. Дань памяти актеру уже отдали многие коллеги, знаменитости и поклонники, а мы вспоминаем его наиболее знаковые кинообразы.
"Продюсеры" / Producers (реж.: Мел Брукс, 1967)
Если не считать эпизодического появления в культовом фильме Артура Пенна "Бонни и Клайд", то комедия о паре незадачливых продюсеров, пытающихся поставить самый провальный мюзикл на Бродвее, стала первым крупным проектом для Уайлдера. Она же положил начало его плодотворному сотрудничеству с режиссером Мелом Бруксом. Актер и постановщик поработали вместе еще над несколькими картинами, ставшими эталонами кинопародии, но именно роль в "Продюсерах" принесла Уайлдеру единственную актерскую номинацию на "Оскар".
"Вилли Вонка и шоколадная фабрика" / Willy Wonka and the Chocolate Factory (Реж.: Мел Стюарт, 1971)
Одним из самых узнаваемых образов Уайлдера стал эксцентричный шоколадный магнат Вилли Вонка, который российскому зрителю знаком скорее по многочисленным вариациям мема "Ну, давай, расскажи мне..." (Condescending Wonka). В год выхода фильм получил скромный прием, а автор оригинальной истории Роальд Даль полагал, что главную роль следовало исполнить британскому актеру. Однако благодаря телевизионным показам картина приобрела широкую известность, а Уайлдер завоевал зрительскую любовь, не ослабевающую с годами.
"Молодой Франкентштейн" / Young Frankenstein (реж.: Мел Брукс, 1974)
В 1974 году Джин Уайлдер и Мел Брукс представили фильмы "Молодой Франкенштейн" и "Сверкающие седла", которые обращаются к наиболее известным образцам жанрового кинематографа - хоррору и вестерну. Воспроизводящий стилистику кинолент 30-х студии Universal о всевозможных монстрах, "Молодой Франкенштейн" был крайне рискованным проектом. Руководство студии полагало, что на черно-белый фильм о потомке профессора Франкенштейна никто не пойдет, поэтому сократило бюджет вдвое. В конечном счете лента стала одной из самых успешных по итогам года и принесла Уайлдеру еще одну номинацию на "Оскар" - на этот раз за сценарий, написанный в соавторстве с Бруксом.
"Сверкающие седла" / Blazing Saddles (реж.: Мел Брукс, 1974)
Популярнее "Молодого Франкенштейна" в 1974-м была лишь другая комедия от Уайлдера и Брукса - "Сверкающие седла". Актеру в ней досталась роль незадачливого стрелка Джима, помогающего новому шерифу, чернокожему притом, завоевать доверие жителей небольшого городка. Фильм, обыгрывающий клише американских вестернов, стал самой кассовой кинолентой года и заработал три номинации от Американской киноакадемии.
"Ничего не вижу, ничего не слышу" /See no evil, hear no evil (Реж.: Артур Хиллер, 1989)
В 1976 году во время съемок фильма “Серебряная стрела” сложился популярный кинодуэт Уайлдера с комиком Ричардом Прайором. Он мог бы появиться и раньше, если бы Прайора взяли на роль в "Сверкающих седлах", но его репутация дебошира заставила студию отказаться от такого выбора. Вне экрана отношения между артистами были весьма прохладными, однако Уайлдер с благодарностью отзывался о партнере и отмечал, что советы Прайора научили его импровизировать перед камерой. Вместе они поработали над четырьмя картинами, но визитной карточкой тандема стала криминальная комедия о приключениях слепого и глухого от легендарного режиссера Артура Хиллера, которого Уайлдер пережил всего на двенадцать дней.