В Петербурге установят "незаконный" памятник Сергею Довлатову

Петербургу мало одного Дня Д - к июльскому чествованию Достоевского в этом году прибавится праздник, посвященный 75-летию Сергея Довлатова. На 3 сентября, день рождения писателя, а также на 2 и 4 сентября запланирована обширная культурная программа.

По поводу юбилея Довлатова, который писал о себе "национальность - ленинградец. По отчеству - с Невы", спохватились поздно, и вовсе не городские чиновники от культуры. Инициатором праздника стал историк, публицист, телеведущий Лев Лурье. Собралась компания единомышленников. Тут же случился модный ныне краудфандинг, на Довлатова собирали с миру по нитке. Например, Сергей и Матильда Шнуровы вложили 1000 евро.

Главной действующей - интерактивной - площадкой станет улица Рубинштейна (или "Рыбинштейна", как ее называл Довлатов в честь большого рыбного магазина по соседству), на которой жил писатель. Выставка стрит-арта, интерактивные игры, в том числе печатание на машинке (знал бы Довлатов, что для кого-то это будет игра!), квесты по довлатовским местам, джазовый концерт под конферанс Билли Новика. Художники установят символический довлатовский домик под названием "Заповедник". Будет чтение произведений юбиляра, а главная вишенка на торте - эксклюзивная экскурсия в коммунальную квартиру Довлатова. Пройдясь по "длинному пасмурному коридору", поклонники писателя представят себе обои возле телефона, испещренные рисунками. "Мать-одиночка Зоя Свистунова изображала полевые цветы. Жизнелюбивый инженер Гордой Борисович Овсянников старательно ретушировал дамские ягодицы. Неумный полковник Тихомиров рисовал военные эмблемы. Техник Харин - бутылки с рюмками. Эстрадная певица Журавлева воспроизводила скрипичный ключ, напоминавший ухо. Я рисовал пистолеты и сабли..." Можно будет заглянуть в святая святых - комнату писателя, где по-прежнему находится зеленый камин.

Планируется и серьезная программа: покажут документальные фильмы о таллинской и нью-йоркской жизни Довлатова и проведут дискуссию "Довлатов и поколение: компромисс как стратегия". Лев и Софья Лурье представят свою книгу "Ленинград Довлатова".

Свою лепту в День Д внесет и театр. Драматург Вячеслав Дурненков и режиссер Семен Александровский придумали своего рода экстремальное расследование - следуя за милиционером по улице Рубинштейна от бара к бару и разбирая жизнь и творчество писателя по эпизодам, зритель будет все глубже сближаться с подследственным Сергеем Донатовичем Довлатовым 1941 года рождения.

Из Америки открыть фотовыставку "Довлатов и его окружение" прилетит легендарный фотограф Нина Аловерт. Из-за океана пребудет и другой фотограф Марк Серман, знакомый Довлатова еще по Ленинграду и нашедший приют у писателя в Нью-Йорке.

- Однажды Сергей попросил меня снять фотографии про запас, которые бы он мог периодически отдавать в издательства, - рассказывает Марк Серман. - Так была снята серия в полосатом пуловере. Там есть сидящий Довлатов, стоящий Довлатов, Довлатов с Глашей, с попугайчиками, Довлатов в фас, в профиль, улыбающийся, сердитый, безразличный, уходящий, приходящий и так далее".

Власти города все-таки сделали подарок всем поклонникам Довлатова, ради чего пришлось поступиться буквой закона. Несколько лет Лев Лурье с единомышленниками искали возможность установки памятника писателю, созданного скульптором Вячеславом Бухаевым. Однако все попытки сводил на нет закон об установке памятников, согласно которому монумент в честь кого-либо может появиться как минимум спустя 30 лет со дня его смерти. Но тысячи подписей сделали свое дело. Как заметил председатель комитета по культуре Константин Сухенко, не может быть, чтобы в Петербурге Довлатова любили меньше, чем в Нью-Йорке, где уже появилась улица в честь писателя. 4 сентября памятник появится на улице Рубинштейна.

Прямая речь

Яков Гордин, историк, писатель:

Почему Довлатова так любят сегодня? Можно было бы задать вопрос: а в чем был потрясающий успех у советской молодежи Хемингуэя? Другая тематика, другие люди. Но все дело в типе героя. То, что привлекало в Довлатове тогда и что привлекает сегодня (ведь реалии советской жизни уже не важны), - тот типаж, который стоял за его прозой. Это человек мужественный и печальный. Еще важный момент - то, что Довлатов не настаивал на своей брутальности. Он был ироничен и по отношению к окружающим, и по отношению к себе. Это очень обаятельно.