издается с 1879Купить журнал

А.Х. Ритт. Портрет великой княгини Анны Федоровны

Тайну этой красивой женщины хранят незабудки, которые художник поместил на обороте миниатюры

Эрмитаж и журнал "Родина" продолжают совместный проект, в рамках которого мы знакомим читателей с малоизвестными раритетами из запасников главного российского музея.

На родину - почтой DHL

Выдающийся миниатюрист Августин Христиан Ритт родился в 1765 г. в семье скрипача Придворной певческой капеллы императрицы Екатерины II, приехавшего в Россию из Богемии за четыре года до рождения сына. В юности Августин Ритт посещал Петербургскую академию художеств, затем отправился в Европу; он плодотворно работал в Антверпене и Париже. Весной 1792 года он вернулся в Петербург и более не покидал его до своей безвременной смерти в возрасте 34 лет...

Ритт оставил список своих работ; среди них упоминаются пять портретов великой княгини Анны Федоровны. До нас дошли лишь два из них - портреты, на которых модель запечатлена в оранжевой и пунцовой шалях. Первый из них в 1995 г. был продан на аукционе Sotheby s; судьбе второго посвящен этот очерк. Портрет Анны Федоровны в пунцовой шали происходит из собрания великого князя Сергея Александровича (1857-1905), погибшего, как и его отец, Александр II, от рук террориста. После гибели Сергея Александровича его вдова, великая княгиня Елизавета Федоровна, передала эту миниатюру, некогда полученную им в дар от князя А.Б. Гагарина, в Императорский Эрмитаж. Великий князь Николай Михайлович опубликовал этот шедевр Ритта в знаменитом издании "Русские портреты XVIII и XIX столетий".

С 1911 г. миниатюра хранилась в Галерее драгоценностей; в эпоху печально памятных распродаж она была изъята из собрания Эрмитажа и за бесценок ушла за рубеж в 1930 г. В 1944 году портрет Анны Федоровны всплыл на аукционе "Буковски" в Стокгольме и был приобретен частным лицом.

В фундаментальном исследовании Г.Н. Комеловой (1927-2002) "Августин Ритт - русский миниатюрист", опубликованном в 2004 г., "Портрет великой княгини Анны Федоровны в белом платье с красной шалью" фигурировал в числе работ Ритта, местонахождение которых неизвестно. Однако через несколько месяцев после выхода этой монографии в свет шведские коллеги из Национального музея в Стокгольме позвонили в Эрмитаж и сообщили, что миниатюрный портрет Анны Федоровны продается в антикварном салоне г-на Яна Рибсхагена. Музей немедленно связался с г-ном Рибсхагеном и заявил о готовности приобрести эту миниатюру. Недолго думая, г-н Рибсхаген выслал миниатюру в Эрмитаж почтой DHL!..

Этот беспрецедентный акт доверия вызвал непредвиденные таможенные проблемы, но они были успешно разрешены, и 21 февраля 2005 г. миниатюра возвратилась в Зимний дворец. Она поступила в музей как дар Фонда американских друзей Эрмитажа, оплатившего ее приобретение.


Женская доля принцессы

Младшая дочь великого герцога Саксен-Кобург-Заальфельдского принцесса Юлиана-Генриетта-Ульрика (1781-1860) приехала в Петербург осенью 1795 года вместе с двумя сестрами для того, чтобы великий князь Константин мог выбрать себе из них супругу. Выбор цесаревича пал на нее - и юная принцесса, нареченная Анной Федоровной, вступила в полосу тяжелых испытаний: "Едва сделавшись невестой великого князя Константина, - свидетельствовала графиня В.Головина, - она подверглась его грубостям и в то же время нежностям, которые одинаково были оскорбительны". Жестокий и безудержный Константин очень скоро сделал существование жены невыносимым. Когда он заразил ее венерической болезнью, подхваченной во время оргий с актрисами, она твердо решила покинуть Россию и 12 марта 1799 г. уехала на лечение за границу, как думала, - навсегда. Однако император Павел I настоял на ее возвращении, и 11 октября того же года она прибыла в Гатчину...

Вскоре цесаревич Константина возобновил свою добрачную связь с княжной Жанеттой Четвертинской и стал искать повод к разрыву с супругой. "Великая княгиня была беременна, а Константин, предавшись пьянству и разврату, невероятно и невозможно выразить, какие причинил ей оскорбления! - вспоминал бывший конногвардеец А. Тургенев. - Последний из развратнейших низшего разряда людей не был бы в состоянии делать то, что делал чудовище великий князь. Великая княгиня не только не жаловалась на худое обращение супруга своего, но терпела все с кротостию и поставляла себе в священную обязанность повиноваться супругу своему. Даже единственный друг ее, императрица Елисавета, не все ведала, что великая княгиня претерпевала".

По мнению Тургенева, с целью скомпрометировать Анну Федоровну цесаревич Константин "сыскал подобного себе мерзавца в штабс-ротмистре кавалергардского полка, Иване Лонгинове Линеве, который, без сомнения, за деньги и с уверением в безнаказанности принял на себя звание любовника великой княгини". Разразился грандиозный скандал. По словам Тургенева, императрица Мария Федоровна пришла в ярость, и на третий день "прекрасная, кроткая, любезная великая княгиня Анна Федоровна оставила навсегда Россию!"

Линев подал в отставку и вскоре отправился за границу. По предположению Тургенева, он намеревался компрометировать Анну Федоровну и за рубежом...

Неизвестный художник. Портрет цесаревича Константина Павловича. 1799. Кость; акв., гуашь.  / Государственный Эрмитаж


Полынь и незабудки

Благородный Тургенев, по-видимому, ошибался: роман с Анной Федоровной не был пустой выдумкой Линева. "Бог знает, что станется с бедной Анной и как теперь ей жить, - сетовала императрица Елизавета Алексеевна в своем письме к матери от 6 (18) июня 1804 г. - Пока она развлекается в Берлине, стараясь забыть о своих бедах, Линев с ее согласия просил у императора позволения возвратиться на российскую службу; она, конечно, понимает, что ему нельзя оставаться в праздности, как было все эти три года. Я содрогаюсь от одной только мысли, что он вновь явится на нашем горизонте и разбудит стихнувшие пока сплетни и пересуды".

Что ж, у каждой медали есть оборотная сторона...

Весьма любопытна и оборотная сторона нашей миниатюры: она украшена плетением из каштановых волос, несомненно, принадлежавших Анне Федоровне; центр акцентирован эмалевым медальоном с изображением незабудок и некоего растительного побега, определение которого затруднительно, поскольку изображен он, с ботанической точки зрения, безграмотно. Очевидно, миниатюра была использована в качестве памятного дара интимно-близкому человеку: незабудка служит общеевропейской эмблемой; по-французски этот цветок называется ne-m oubliez-pas, по-английски - forget-me-not, по-немецки - vergissmeinnicht (не забывай меня). Эти цветы, очевидно, составляют некое символическое единство с побегом. Позволим себе предположить, что последний должен изображать полынь. На "языке цветов", родившемся на востоке и получившем распространение в Европе в XVIII в., полынь означала "горечь, разлуку (отсутствие)". Вероятно, окончательное оформление тыльной стороны миниатюры имеет позднейшее происхождение. Оно могло быть исполнено весной 1799 г., когда Анна Федоровна предприняла первую попытку навсегда покинуть Россию; оно могло быть исполнено и летом 1801 г., после конфликта с Марией Федоровной...

Кому была предназначена в дар миниатюра с незабудками и полынью, остается лишь гадать. Кто знает, не увез ли ее с собою из Берлина на родину отставной кавалергардский штабс-ротмистр Иван Линев?..