Поделиться

    Эксперт NI назвал Ту-95 "чудовищем" с обманчивой внешностью

    Этот самолет напоминает "доисторическое чудовище", но его внешний вид обманчив. Так охарактеризовал российский стратегический бомбардировщик Ту-95 аналитик издания The National Interest военный историк Себастьен Раблен.

    Разработанный более 60 лет назад "Медведь" (название Ту-95 по кодификации НАТО) продолжает и сегодня демонстрировать свою высокую эффективность, ведь самолетов, способных преодолевать огромные расстояния, имея при этом большую полезную нагрузку на борту, единицы, пишет эксперт.

    В качестве ответа на американский В-52 Советскому Союзу требовался стратегический бомбардировщик, имеющий возможность пролететь свыше 8 тысяч километров, нести 12 тонн вооружения и поразить цели на территории США. В конструкторском бюро Туполева задумали самолет с четырьмя двигателями НК-12, винты которых двигаются в противоположном направлении. Эти двигатели являются дорогими в производстве и эксплуатации, а также невероятно шумными, но именно они вкупе со стреловидными крыльями позволили стать "Медведю" самым быстрым винтовым самолетом в мире.

    Благодаря огромному запасу топлива Ту-95 может без дозаправки преодолевать более 14 тысяч километров. Для примера - в период "холодной войны" стандартный патрульный полет длился около 10 часов, некоторые Ту-95 проводили в воздухе почти вдвое больше времени.

    Одним из показательных случаев для характеристик отечественного стратегического бомбардировщика Раблен называет применение "Медведя" при испытаниях ядерной "царь-бомбы" в 1961 году. Ударная волна почти на километр отбросила самолет, но экипажу удалось сохранить контроль и вернуться на базу.

    Впоследствии Ту-95 получил несколько модификации, чтобы проводить различные миссии. Так, уже в 1960-е годы появился вариант Ту-95К, имевший на вооружении крылатые ракеты большой дальности Х-20.

    Радар для отслеживания американских кораблей был установлен на Ту-95РЦ. У этого самолета была еще и "психологическая" задача - демонстрация уязвимости военно-морских сил США перед воздушным нападением.

    На базе этой модификации был разработан противолодочный самолет Ту-142, ставший в свою очередь основой для стратегических бомбардировщиков Ту-95МС, ныне эксплуатирующихся в РФ. После обновления они получили инновационный прицельно-навигационный комплекс и крылатые ракеты Х-101 дальностью 5,5 тысячи километров.

    Было и множество экспериментальных "Медведей", среди которых образец с ядерным реактором и самолет, доставляющий истребители МиГ-19 для воздушного развертывания.

    "Медведи" по-прежнему выполняют миссии над Тихим и Атлантическим океанами, их замечали около Калифорнии, Великобритании, Японии и Аляски. Они наблюдательные, а заодно и демонстрируют потенциал России, пишет Раблен.

    Единственным "минусом" российского бомбардировщика можно назвать его уязвимость перед современными средствами противовоздушной обороны. Однако, подчеркнул эксперт, Ту-95, имеющему на борту крылатые ракеты, и нет необходимости приближаться к системам ПВО.

    Поделиться