Звезда советского кино отметила юбилей на "Ленфильме"
- Для меня большая честь - находиться в этом зале и рядом с вами. Вас все любят, вы замечательная актриса, - сказала Чурсиной Брегвадзе, легендарная грузинская певица.
"Две народные артистки Советского Союза на сцене!" - заметил кто-то.
Праздник устроили на "Ленфильме", где Чурсина снималась, в знаменитом четвертом павильоне, бывшем театре "Аквариум", историческом месте рождения российского кинематографа. В Ленинграде она жила, играла на сцене Пушкинского театра (Александринки), поэтому ее считают ленинградкой.
- Вы можете делать все, что хотите - курить на сцене, пить чай, останавливать колокольчиком долго говорящих… - сказал имениннице, усаживая ее в кресло, ведущий вечера, режиссер, телеведущий Андрей Максимков. Принесли чай. Подарки - арбузы, дыни, фрукты, таджикские лепешки - в память о Сталинабаде (Душанбе), где родилась в 1941 году во время эвакуации будущая звезда кино.
- Эти намоленные стены! Сколько здесь притаилось жизней и душ моих коллег - Евгений Леонов, Алексей Смирнов, Алексей Кожевников, Валентина Владимирова, Ефим Копелян, Игорь Дмитриев… - отметила Людмила Алексеевна. - "Ленфильм" подарил мне и первую главную роль в "Донской повести", и встречу с Владимиром Фетиным, талантливым, тонким, самобытным режиссером и человеком (после съемок они поженились. - "РГ"). И "Два билета на дневной сеанс", "Виринею", "Открытую книгу"… "Я сегодня посмотрела замечательный музей "Ленфильма", павильоны, и радуюсь, что старейшая студия нашей страны возрождается. В Петербурге столько великих, замечательных, блестящих актеров!
Было много воспоминаний.
- Мы вместе работали на этой киностудии, ездили по стране с киноконцертными программами. Наверное, нет такого города в стране, таких погранзастав, в которых мы не выступали. Людмилочку везде ждали, - поделился Владимир Татосов (недавно отметивший 90-летний юбилей). - Как-то играли в Ереване новеллу Альберто Моравиа "Серединка-наполовинку". Мой герой - синьор, который заманивает к себе "зайчиком" красавицу-цветочницу. Она приходит к нему, понимая, зачем ее позвали, начинает расстегивать кофточку, а синьор возмущен и указывает на дверь (каждый человек - уникум, считает он, а она поступает, как многие). Когда закончился концерт, за кулисы явились мои знакомые и стали возмущаться: "Слушай, Татосов, что ты сделал?! К тебе пришла такая красавица, а ты ей показал на дверь!" - "Ребята, это рассказ итальянца Моравиа". "Моравиа - Шморавиа!.. Татосов, так не поступают, мы тебя не простим".
Валерий Баринов рассказал:
- Какое счастье обнимать эту женщину, дотрагиваться до нее! Мое первое впечатление: я запомнил ее Инку-эстонку в фильме "Два билета на дневной сеанс". Я даже первый раз женился на женщине из Таллина, Чурсиной влияние! А сцена на заимке с Прохором в "Угрюм-реке"! Вообще велико влияние Чурсиной на мужчин - как актрисы, как женщины. От нее пахнет женщиной (вспомните фильм "Запах женщины"). Это тайна, которую невозможно разгадать… В Театре Советской Армии в 1984 году мне дали роль Рогожина в "Идиоте", а Настасья Филипповна - Чурсина. Я понял, что буду вдыхать аромат ее обаяния. С ней было невероятно легко играть любовь. Я мог ревновать ее к стулу, к кому и чему угодно. Когда она говорила: "Уйди, Рогожин, тебя не надо", я зеленел по-настоящему. И самое замечательное, что эту женщину я носил на руках, это останется в моей памяти до конца дней.
- Меня пробовали в фильм "Виринея". Мужа твоего, этого сморчка, сыграть. И не взяли, - напомнил Чурсиной народный артист России Иван Краско (любимый в городе "дядя Ваня"). Хотя режиссер Фетин сказал: "Вот молодец, здорово!", но потом взял Олега Борисова. Я по наивности спросил: "А почему?". - "Да артист лучше, чем ты, вот и все".
Пришли поздравить юбиляршу театр пластики рук Hand Made, группа "Пролетарское танго", актеры Ирина Соколова, Николай Буров. Пришел знаменитый фотограф Валерий Плотников, "летописец звезд", с подарком - большим портретом красавицы Чурсиной, и рассказал давнюю историю создания фотографии:
- Меня просили снять Чурсину на обложку журнала "Советский экран". Было большой проблемой (сейчас даже смешно об этом говорить!) - во что одеть актеров, а особенно актрис. Ничего не нашли, поэтому Людину юбку изображает черная кружевная шаль. В голову пришла не то андерсеновская девушка на камушке, сидящая в Копенгагене, не то васнецовская Аленушка, тоже на камушке. Вывез девушку на Финский залив. Там мелковато. До камня добирались на лодке. Усадили, дождались заката. Сделали.
Однажды к ленинградской школьнице Ане Алексахиной на улице подошел человек и спросил: "Девочка, хочешь сниматься в кино?". Надо было сыграть главную героиню в детстве - в "Открытой книге" по роману Каверина. "Вряд ли меня возьмут, поняла я на пробах. Тем более, муж Чурсиной - режиссер Владимир Фетин, уж он-то знает ее и увидит, что мы абсолютно не похожи. Изумительная женщина, канон красоты… И вдруг Фетин сказал про меня: "Возьмем эту лобастенькую!" Ребенок все запоминает. Я помню, что съемки были озарены вами, чувствовала, что фильм посвящен вам. А когда я подросла, то ходила в театр, смотрела замечательный спектакль "Супруги Каренины", восхищалась вами, сидя в зале", - поделилась народная артистка России Анна Алексахина.
- Журналисты часто спрашивают меня: "Почему Людмила Чурсина ваша муза?" - говорил режиссер театра Российской Армии Александр Бурдонский. - Во-первых, она очень красива, тут уж ничего не попишешь. Во-вторых, очень талантлива. В-третьих, умный, тонкий, верный, преданный человек. Люду часто называют "русской Гретой Гарбо". Наверное. Но есть и огромная разница. Масса актрис погубили свою жизнь в ожидании ролей. Я уважаю и обожаю свою Люду еще и за то, что ей хватило мужества сделать поворот в жизни (когда уже была признана звездой, получила премии разных фестивалей, имела звания), сбросить чешую звезды (если она на ней когда-то была) и стать настоящей работягой, ведь театр - дело сложное, требует много сил, крови, пота. Не случайно ее дар так расцвел в театре. Мне повезло сделать с ней шесть работ. Она с большим достоинством несет бремя первой актрисы театра. Это очень непросто.
- Летит безвозвратно время, болезни молодеют: боишься, что рука, нога, поясница откажут. Я всегда думаю: господи, только бы мозги не отказали! - взяла слово Людмила Чурсина. - Шекспир написал, что когда наступает творческая зрелость, "борьбе с затменьем настает черед, и время рушит то, что созидало". Но поскольку на сцену сегодня выходили Владимир Татосов, Иван Краско и у нас в театре Российской Армии работает раритет российской сцены, народный артист Советского Союза Владимир Михайлович Зельдин (играет в трех спектаклях!), то нам есть на кого ориентироваться. Все впереди, перспектива есть.
За что мне все это? В Москве мэр Сергей Собянин отремонтировал весь мой район, наш двор, дом, подъезд, а Первый канал устроил мне ремонт в квартире. И, наконец, Ленинград-Петербург… Столько о себе сейчас узнала! Оказывается, я прожила такую интересную жизнь… Все бежишь, некогда оглянуться, вспомнить, а сегодня вдруг мне это было подарено, и теперь я буду эти "бусинки" перебирать.