Регулятор намерен ограничить объем такого кредитования 20 процентами от регулятивного капитала банков. Также со следующего года ЦБ получит право использовать профессиональное суждение при определении степени связанности сторон с банком или с другими аффилированными между собой сторонами. Аналитики S&P Global Ratings считают это наиболее важным изменением. "Применяемый сейчас подход к банковскому регулированию и надзору зачастую носит формальный характер, позволяя банкам манипулировать данными отчетности, направляемой в Банк России. Право использовать профессиональное суждение позволит ЦБ более эффективно следить за выполнением требований нового регулирования", - отмечается в отчете компании.
В течение двух лет после введения нового регулирования будет существовать льготный период, во время которого возможно применение 50-процентного дисконта при расчете риска на так называемые "транспарентные" компании. К ним относятся, в частности, предприятия, имеющие стратегическое значение, компании оборонной отрасли и компании, имеющие кредитный рейтинг на уровне "В" или выше. Как считают в S&P Global Ratings, даже с учетом дисконта до четверти российских банков могут столкнуться с трудностями при выполнении новых регулятивных требований.
"Введение в 2017 году нового норматива Н25, который ограничит кредитование связанных сторон 20 процентами капитала, значительно ухудшит положение большинства банков, - считает менеджер по развитию бизнеса, подразделение "Риски" компании Thomson Reuters, Юлия Елисеева. Она добавила, что ужесточение банковского регулирования и введение нового норматива продолжает стратегию внедрения стандартов Базель III в России, которая началась с 2011 года и продолжается до сих пор.
"Безусловно, банкам придется соответствовать новым требованиям, что снизит объемы связного кредитования до требуемого по новым нормативам, - отметил аналитик Группы компаний "ФИНАМ" Богдан Зварич. - Однако часть владельцев банков (скорее всего, это будут мелкие банки, которые ориентированы на обслуживание своих акционеров) попытаются внести изменения, позволяющие обойти ужесточение норм. Здесь возможна и номинальная смена основного акционера, и кредитование через какие-то схемы. При этом ЦБ будет стараться выявлять таких нарушителей". По словам эксперта, банкам будут выноситься предупреждения и предписания по изменению структуры активов, а в случае их неисполнения регулятор будет лишать банки лицензии. "Очевидно, что это будет вести к усложнению схем связного кредитования. Но при этом ужесточение регулирования сделает ситуацию в банковском секторе более надежной", - считает Зварич.
По мнению аналитиков S&P Global Ratings, успешность нового регулирования во многом будет зависеть от двух факторов: последовательного применения нового норматива в отношении всех банков и возможности сохранения регулятивного арбитража между различными видами финансовых организаций. "В последние годы в некоторых случаях кредиты компаниям, находящимся под общим контролем группы или акционеров, переводились в негосударственные пенсионные фонды, банки, находящиеся в процессе финансового оздоровления, и другие организации в составе финансовых групп, в отношении которых применяются менее строгие регулятивные меры", - отмечается в обзоре.
"В нашей практике мы сталкиваемся с возможными схемами уклонения от раскрытия информации о структуре собственников, которые достигаются за счет ее сложной и многоуровневой структуры, введения номинальных акционеров, использования иностранных компаний группы", - рассказала Юлия Елисеева. По ее словам, высокая концентрация кредитных портфелей с большим риском по группе связанных заемщиков является скорее правилом, чем исключением. Так, у некоторых небольших банков объем кредитов компаниям, находящимся под общим контролем группы, может превышать 100 процентов их капитала. Аналитики считают, что высокий уровень кредитования связанных сторон традиционно обусловлен тремя основными причинами. Во-первых, российская экономика остается в значительной степени концентрированной на нескольких финансово-промышленных группах, большинство из которых имели собственные кэптивные банки. Они выполняли казначейские операции для группы и выдавали кредиты на развитие по ставкам ниже рыночных. Кроме того, в кризис увеличивается количество банков, предоставляющих кредиты связанным с ними структурам. Банки стремятся работать с аффилированными организациями, чтобы снизить риски. И, в-третьих, недостаточно жесткое регулирование операций со связанными сторонами. Лишь недавно Банк России активизировал работу по повышению прозрачности структур собственности российских банков и введению более строгого контроля над реорганизацией структур собственности.
По словам Юлии Елисеевой, на практике довольно трудно доказать аффилированность заемщика с банком, поэтому банки смогут обеспечить соблюдение нового норматива в отчетности, а фактических изменений не будет происходить. "Закрепление норматива без фактического исполнения контроля со стороны регулятора и совершенствования процедур надзора, предписанного Базелем III, не приведет к серьезному сокращению объемов связанного кредитования", - считает эксперт. Банки могут прибегнуть к занижению объема связанного кредитования за счет использования промежуточных компаний, формально не связанных с банком.