08.09.2016 22:17
    Поделиться

    Культуролог и сексолог объяснили, почему стало легко раздеться публично

    Голые студенты на коллективных селфи, сексуальные скандалы в лучших школах - почему общество помешалось на "срамных" темах, "РГ" обсуждает с сексологом, преподавателем Сорбонны Александром Полеевым и культурологом Даниилом Донудереем

    Почему сегодня все так легко публично раздеваются?

    Александр Полеев: Такое качество, как стыдливость, у современных молодых людей резко пошло на убыль. А это ведь почти религиозная запретная категория на показ некоторых частей тела. Раньше так и называлось по-русски: "срам". С развитием цивилизации религиозность из восприятия человеческого тела стала уходить. Сейчас многие молодые люди считают его "созданием природы", и если у тебя нет каких-то явных грубых дефектов, которые могут травмировать окружающих, нет ничего преступного в том, чтобы обнажиться: юбки стали короче, декольте глубже, одежда прозрачнее.

    Советская закомплексованность в этом смысле многим, конечно, жизнь отравляла, но все же полезна ли подобная раскрепощенность? Способствует ли здоровому интересу к противоположному полу? Все чаще вспоминают Пушкина, который видел женскую ножку только до щиколотки...

    Александр Полеев: Вообще-то разумный человек одевается или раздевается в соответствии с обстоятельствами. Если ты идешь на прогулку в парк в жаркий день и хорошо сложена, почему бы не надеть мини-юбку? В офисе на работе следует уменьшить пыл к раздеванию, но чуть-чуть (чтобы не выглядеть "синим чулком") оставаться красивой и сексуальной. К сожалению, вот эта тонкость и мера молодым практически не присущи, они вырабатываются с возрастом. А молодежь плохо владеет языком тела. Но ведь одежда - это знак. Мне приходилось выступать экспертом на суде, когда адвокат обвиняемого предоставил юбку длиной в 20 сантиметров и спросил, что его подзащитный должен был думать, если девушка в такой одежде пришла к нему домой и сидит до 12 ночи? Тут вопрос уместности.

    Уместно ли раздеваться на посвящении в студенты?

    Учительница математики в 6-7 классах не может участвовать в конкурсе "Мисс грудь" столицы. Тут надо выбирать

    Александр Полеев: Что касается ситуации в Кемеровском университете, то я думаю, что там много чего намешано. Был и элемент дедовщины: кто-то испугался старшекурсников. Кому-то эта игра очень понравилась и он сам разделся. Таких сейчас немало, поэтому так распространены конкурсы "мокрой майки".

    Но последнее время эти "голые" скандалы вспыхивают то тут, то там: то таможенница разденется, то медсестра, то балерина - и фото выкладывается на всеобщее обозрение. Это культурный сдвиг?

    Александр Полеев: Да, это тенденция. Если нечем больше гордиться, то гордятся своим телом, не понимая, что есть ситуации, когда демонстрировать его людям определенных специальностей совершенно противопоказано. Была такая история: учительница выиграла конкурс "Мисс грудь" в Москве. Грудь у нее действительно фантастическая, и девочка хорошая. Но дело в том, что она учительница 6-7 классов, математику преподает. Понимаете, что это за возраст! Здесь приходится что-то выбирать: или в школе работать, или в таких конкурсах участвовать.

    Другой пример: Анастасия Волочкова. Я на какой-то передаче сказал, что грех прятать такое замечательное тело. Но продолжая заниматься высоким искусством, показывать его публично вряд ли уместно.

    Наступило время нудистов?

    Александр Полеев: Жванецкий уже по этому поводу высказался: она работала над ягодицами, она работала над тем, чтобы была прямая спина, она занималась в тренажерном зале. А ум наружу не выглядывал, поэтому она им не занималась. Но мне кажется, что если у тебя уж никакого ума и интереса к чему-то интеллектуальному нет, то займись хотя бы своей фигурой, все лучше, чем в носу ковырять.

    С чем вы связываете такие громкие и спорные сексуальные скандалы, как в известной московской элитарной школе или со священником Грозовским, которого только что экстрадировали из Израиля в Москву?

    Александр Полеев: Эти ситуации были всегда. А в тех, которые вы назвали, пока не все ясно. Но есть одна причина, в которой я уверен. Это возросшая из-за акселерации сексуальность подростков. Гормонов, начиная с 13-14 лет, особенно у девочек, становится больше. Подростки отчаянно кокетничают. А взрослые мужчины, кто сознательно, кто не очень, этим пользуются. Это не педофилия, это эфебофилия, влечение к подросткам. Тенденция всех цивилизованных стран: есть большой процент тринадцатилетних девчонок, которые гормонально уже созревшие женщины. И реально хотят взрослого мужчину. А учителя, педагоги, вместо того чтобы сдержаться, идут к ним навстречу.

    Как вы относитесь к тому, что наши подростки смотрят порносайты? Это ведь, наверное, влияет на стремительное сексуальное развитие, которое часто отстает от того, что в голове?

    Александр Полеев: Порносайты, конечно, стимулируют гормональный взрыв. Я вообще-то за ограничение доступа подростков к таким ресурсам. Но дело в том, что это требует миллионных расходов, на которые пошла до сих пор пока только Англия. Представляете вообще, какая техника должна быть для того, чтобы порносайт был, запретить его нельзя, а подросток его посмотреть не смог? Я считаю, что родителям мальчиков-подростков, особенно мальчиков, надо если не отпуск давать, то дополнительное оплаченное время, чтобы они дольше находились бы дома. Англия и Франция это практикуют.

    Голое тело - это экстрим для не узнавших морали

    Даниил Дондурей, культуролог:

    Секс и изображение голого тела для молодых людей - это своего рода экстрим. Как будто ты на лодке без весел, спускаешься по горной реке, несущей тебя на камни. Или прыгаешь без парашюта. В будоражащий экстрим он превращается из-за того, что у молодых людей, к сожалению, не сформированы моральные представления.

    Они не понимают, где, о чем и в какой форме можно говорить, а о чем, и где нельзя говорить. И я должен сказать, что обретение такого верного понимания - огромное творчество. И ученическое, и педагогическое.

    Умами молодых людей продолжает править ставшее два года назад самым популярным слово "селфи. За ним целая новая современная философия, предписывающая молодому человеку запечатление себя во множестве контекстов. Чем больше запечатлений, тем ты значительнее, современнее, круче. Я каждый день смотрю из окон своего кабинета на молодых людей, идущих по Старому Арбату, они все делают селфи. И знаю, что живут с ощущением, что должны обратить на себя мировое внимание. Как они могут это сделать? Сфотографировав памятник Пушкину с Натали? Нет. Мир видел тысячи уникальных культурных объектов - от египетских пирамид до Нотр-Дама и Венеции.

    Единственное, что может сегодня обратить несомненно на себя внимание - то, что вызывает шок. А шокирующими являются только две сферы человеческого действия - секс и насилие.

    Поэтому для успеха селфи нужно сделать его на фоне избитого лица, отрезанной руки или представленного к горлу ножа. Или - раздеться. Все остальное незаметно.

    И секс-сюжеты, секс-виды уже выпрыгивают из тех сфер, где они вроде бы автоматически должны тормозиться высокой педагогической и образовательной культурой. "Голые" скандалы в школах и университетах - на мой взгляд из тех проблем, которые надо решать не публично, а приватно, в семье. Обычно они так и решались. Но похоже, что семьи становятся несостоятельными, этическими неадекватными.

    Кажется, у нас стерлось естественное и для 13-го, и для 19-го, и для 21-го века человеческое понимание, что мораль - это разрешение и запрет. И что-то нам разрешено, а что-то запрещено. Мировоззрение в стиле селфи сдвигает человеческое сознание в том числе и за пределы моральных запретов. Моральное не различение, что хорошо, а что плохо - огромное испытание для современного мира. Российского, в том числе.

    Подготовила Елена Яковлева

    Поделиться