По словам директора НИИ наркологии Федерального центра им. Сербского Минздрава России Татьяны Клименко, в 2009 году официальная цифра потребления алкоголя в России равнялась 18 литрам абсолютного алкоголя на человека, а в 2015 году этот показатель снизился до 13,5 - 14 литров.
Проблема остается, но берется под контроль, считает она. Однако позитивные результаты, по ее словам, касаются в основном крупных городов. В деревнях и маленьких городах дела обстоят хуже.
Церковь продолжает открывать центры помощи алкоголезависимым по всей стране.
- Если бы мне кто-то в мои 17 лет сказал, что я, молодой, амбициозный, перспективный парень, буду заниматься алкоголиками и наркоманами, я бы обиделся, - говорит священник Покровского собора Красноярска Родион Петриков. - Но, как говорил Бродский, не язык - орудие поэта, а поэт - орудие языка. А Довлатов считал, что не он выбрал литературу, а литература выбрала его. Вот и меня выбрало дело борьбы с алкоголизмом.
Отец Родион занимается с пьяницами и алкоголиками уже 8 лет, сначала как психолог, услышавший при крещении от священника "А нам нужна твоя помощь", потом как диакон и около года как священник.
Количество прошедших сквозь его усилия насчитывает несколько сотен. Процент реабилитации - примерно 50.
Удивительный случай произошел с ним в самом начале, когда он взялся по одной из только что освоенных им методик помогать человеку, который не хотел избавляться от пьянства. Пациенту Владимиру было 70 лет, а отцу Родиону немногим за 30. Как психолог он скептически отнесся к возможности исправления в такие годы. Делал все для проформы, без капли веры в результат. А он возник и держится уже 5 лет. Теперь отец Родион ездит в гости к 75-летнему трезвеннику в соседнюю Иркутскую область.
Отец Родион считает, что проблема поддается при многофакторном воздействии. Нужны и медицинская помощь (комплексы витаминов), и психологическая (формирование критики своего поведения и мотивации к трезвости), и социальная (помочь найти работу), и духовная (исповедаться и причащаться).
Очень важно, по его мнению, чтобы люди любили трезвость. Чтобы она воспринималась ими не как тюрьма, в которую ты попадаешь для сохранения мира с социумом - уставшими от пьянки родственниками и работодателями. Этого мало, подчеркивает отец Родион, надо искать личностный смысл - осуществление мечты и т.п. "Чтобы, как у Достоевского, азарт творца оказался сильнее азарта игромана", - говорит он.
Как особо чудесный случай рассказывает об истории своей помощницы Натальи. Пившая с детства и около 10 лет, однажды она от безнадежности пришла в храм, и на выходе ее настигло чувство уверенности, что тяги к алкоголю у нее больше нет. Это чувство оказалось верным: Наталья уже давно "коллега" о. Родиона в деле помощи алкоголезависимым.
Екатерина Савостьянова, психолог и ведущая групп трезвости с 8-летним стажем, начала свои занятия в одной из первых церковных общин трезвости при Никольском храме в селе Ромашково Одинцовского района. Собиравшиеся при храме пьющие люди в основном разговаривали. В чем-то это напоминало "Анонимных алкоголиков", только без жесткого расписания "шагов" и фиксированных правил. По следам этого общения, на основе реальных историй написана довольно популярная сегодня книга "Вразуми меня и буду жить". Лечение словом, диалогом, разговором давало стойкие ремиссии - количество бросивших пить (устойчивой считается трезвость, держащаяся 2 года) одно время, по ее словам, доходило до очень высокого показателя - трех четвертей.
Самым запомнившимся примером для нее стал опыт двух подруг - Татьяны и Варвары. Две молоденькие девочки, пьющие сильно, ежедневно и по одинаковой схеме, оставляли впечатление, что ничего с ними сделать нельзя. Но одна верила, что остановиться можно, а другая - нет. В графе "воздержание" в журнале у обеих долго стояли ноли. И вот у Варвары появился 1. Она не пила один день. Потом неделю. Потом месяц. Со срывами и сложностями она выкарабкалась. Сейчас Варвара учится в Богословском институте.
В церкви сегодня действует несколько десятков центров борьбы за трезвость. Но на учете у наркологов продолжают состоять 2 миллиона человек. И светскому обществу еще нужно осознавать важность этой проблемы и усилий по ее преодолению.
- В медицине есть такое понятие - анозогнозия, когда больной отрицает наличие у него болезни. Больной алкоголизмом и у смертного одра может доказывать, что его убивает что угодно, но не собственное пьянство, - говорит руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности Московского патриархата Валерий Доронкин. - Но, наверное, и общество может страдать анозогнозией, психологи ее еще называют синдромом отрицания. Мы склонны считать свое алкогольное поведение нормальным и допустимым. Нам кажется, что проблемы у кого-то другого, но только не у нас.
По мнению Татьяны Клименко, сегодня алкоголь нужно удалять из национальных брендов и символов, переставать считать его неотъемлемой национальной чертой и воспитывать у людей "другие формы поведения". Для этого нужно развивать "альтернативные формы досуга", "учить людей веселиться, отдыхать и получать удовольствие, будучи трезвым".
Праздники также стоит перестать ассоциировать с выпивкой. Идея Дня трезвости - праздник без алкоголя. "Пьянеть" можно и без вина, от внутренней радости, считает известный опытом помощи алкоголезависимым протоиерей Григорий Григорьев, заслуженный врач России.