Несмотря на то, что во избежание дипломатического скандала, посольство Франции в Италии немедленно поспешило внести ясность, подчеркнув, что "карикатура Charlie Hebdo не отражает позицию французского народа", Италия, по вполне понятым причинам, крайне болезненно отреагировавшая на подобную сатиру, явно не намерена спускать это дело на тормозах.
Как рассказал "РГ" адвокат Марио Чиккетти, который будет представлять интересы Аматриче в суде, мэрия города будет не только добиваться компенсации морального ущерба от французского издания, но и привлечения к уголовной ответственности двух карикатуристов.
"Мы подали этот иск о "защите достоинства" и против "клеветы с отягчающими последствиями" в память о погибших и ради людей, которым удалось выжить в этой ужасной трагедии. При том, что мы не выступаем против сатирического самовыражения и критики со стороны СМИ, с нашей точки зрения, далеко не все можно высмеивать. Должны быть все же какие-то рамки дозволенного", - заметил адвокат.
По словам Чикетти, в настоящий момент итальянская прокуратура проводит расследование по этому делу, по итогам которого, скорее всего, будет предъявлено обвинение авторам этих рисунков. Как пояснил адвокат, есть также большая вероятность, что этим дело не ограничится - поскольку речь идет об уголовном преступлении, Чикетти не исключает, что "все жители Аматриче решат подать гражданский иск против Charlie Hebdo.
"Думаю, что Аматриче будет непросто выиграть это дело, но попытаться обязательно стоит. Кто-то ведь должен положить конец этой необузданной сатире", - заявил в беседе с "РГ" журналист Лука Рибустини, который во время трагедии находился в Аматриче.
Лаи Камара, юрист, международный арбитр:
- Вы спрашиваете, каковы шансы итальянцев осудить Charlie Hebdo за скандальные рисунки на тему жертв землетрясения в Аматриче? Невелики. Естественно, их адвокат должен подать иск во французский суд. Скорее всего, в Париже, где находится редакция этого издания. Можно предположить, что в иске будет идти речь о диффамации, оскорблении человеческого достоинства и на этом основании выдвигаться требование соответствующего приговора и возмещения нанесенного ущерба.
Однако, если исходить из французской юриспруденции, а также в более широком смысле - Европейского суда по правам человека, то окажется, что в прессе можно оскорблять кого угодно и за что угодно. Свобода печати, так уж у нас утвердилось, означает право нелицеприятно высказываться в адрес как живых, так и мертвых.
В любом случае итальянцам надо сделать попытку. Правда, как уже заявил директор Charlie Hebdo Рисс, его совершенно не беспокоит демарш возмущенных итальянцев (Рисс заявил, что "смерть есть табу, через которое следует иногда переступать" - прим. ред.). Такие уж люди работают в этой газете, и абсолютно ясно, что и дальше продолжат публиковать подобные карикатуры, как они называют, "в стиле черного юмора".
Я прекрасно понимаю чувства мэра Аматриче и его сограждан, и его реакция абсолютно понятна. Дело в том, что законы, которые регулируют работу СМИ, в целом стоят на защите их интересов в самых разных обстоятельствах. Это настолько укоренилось в головах всех, кто имеет отношение к механизму правосудия, что с этим трудно что-либо сделать. Достаточно вспомнить иски, которые подавали разные общественные организации, в частности, мусульманские, когда в Charlie Hebdo опубликовали карикатуры на пророка Мухаммеда. И что? Без последствий по судебной части.
Для справки. За последние 22 года против Charlie Hebdo было подано 48 исков. Лишь в восьми из них, когда речь шла об оскорблении конкретных физических лиц, судья выносил вердикт в пользу жалобщика. Как правило, речь шла о небольшом штрафе.
Подготовил Вячеслав Прокофьев, Париж