"31": кровавая ностальгия Роба Зомби

Роб Зомби - кинематографист превзошел Роба Зомби - музыканта. Последний альбом Роберта Каммингса вышел так себе, зато новый его фильм вполне под стать предыдущей пластинке, Venomous Rat Regeneration Vendor, - кислотно-психоделическое макабрическое рубилово в лучших традициях.

Год 1976. Компания бродячих циркачей - недобитых хиппи - путешествует в фургоне по Штатам. Их гастроль грубо прерывается людьми в масках, которые половину маргинальной оравы умерщвляют на месте, а другую половину отдают в лапы экстравагантным богатеям, учредителям игры под названием "31". Суть ее такова: пяти участникам необходимо выжить в течение 12 часов на территории заброшенного завода, в то время как специально обученные маньяки будут им в этом всячески мешать.

Собственно, эти психованные убийцы - и есть главные активы "31": испаноговорящий карлик-Гитлер, клоуны с бензопилами, немецкий гигант-трансвестит Смерть, его спутница - потрепанная Харли Квинн, именуемая Секс, и самый инфернальный, самый маститый, самый колоритный, изощренный и очаровательный душегуб - Могильщик, блистательно исполненный Ричардом Брэйком.

Если вы достаточно терпимы к старому доброму ультранасилию - за него во всех смыслах отвечает старый добрый Малкольм МакДауэлл - то "31" может стать для вас одним из важнейших кинособытий года. Потому что оно не только брутальное, злобное и веселое, но и, будучи примитивным по форме, определенно имеет многослойное содержание. Если заглянуть чуть дальше декораций, то оказывается, что "31" - не только отлично стилизованный под жанровые ленты 70-х, обильно поливаемый бутафорской кровью, крайней степени жестокости сплэттер-слэшер.

Это еще и ностальгический реквием по всему хорошему (и всему плохому), что подарили нам "золотые" 60-е и что было обращено в прах молохом капитализма. Очень символично, что последнюю сцену фильма сопровождает пискляво-заунывная пауэр-баллада ВИА Aerosmith 1973 года Dream On: The past is gone, it went by like dusk to dawn и так далее. В этой сцене Роб Зомби как бы дополнительно уточняет: "31" - кровавая аллегория, описывающая тот момент истории, когда 60-е уже умерли (это, напомним, произошло как раз в 73-м), но еще дергаются в судорогах, а пришедшая им на смену эпоха вновь легализованных и удобренных большими деньгами фрик-шоу самозабвенно добивает холодеющий труп. Ничего личного, просто бизнес. Потому что, как гласит надпись на фургоне жертв, the show must go on.

4.5