- Идея привезти экспонаты Третьяковки возникла примерно год назад, когда на выставке авангарда в Монако экспонировались две картины из нашего музея, а также полотна из Третьяковской галереи, - рассказывает генеральный директор НГХМ Роман Жукарин. - Мы часто предоставляем наши экспонаты в Третьяковку, в том числе и на нашумевшую выставку Серова. Так что получился своеобразный ответ.
Такой "алаверды" представляет собой не просто заготовленный заранее и растиражированный по городам гастрольный тур, а полностью эксклюзивный вариант. Стоимость культурного проекта составила свыше двух миллионов рублей.
- Мы решили преподнести нижегородцам сюрприз и показать часть картин из Третьяковки, экспонировавшихся на ХVI Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года, - продолжает Роман Юрьевич. - После революции тысячу полотен разбросало по разным музеям. На будущей выставке их десять из представленных тридцати картин. Кстати, в НГХМ сохранились всего четыре работы того времени.
Одно из уникальных полотен будущей выставки - "Базар у пристани в Архангельске" (1896 год) Константина Коровина. За эту картину НГХМ даже пришлось побороться с Государственным историческим музеем: скоро в Москве пройдет выставка "Савва великолепный" к 175-летию Мамонтова, и там планировалось ее экспонирование. И хотя у исторического музея были договоренности с Третьяковской галереей еще до нижегородцев, волжанам пошли навстречу.
Здесь ценны не только полотна, но и рамы - они сами как предмет искусства. Их даже страховали отдельно. На оправе "Портрета великого князя Константина Константиновича" (1891) Ильи Репина написано: "15 декабря 1883 - 23 марта 1891". Эти даты - фактические годы службы Романова в Измайловском полку. У рамы интересные углы, украшенные подобием горжетов - шейных офицерских знаков, отличительной черты полка. Декор ней перекликается с горжетом на мундире портретируемого. Так рама вступает в диалог с самим полотном и становится полноценным произведением искусства.
А "Портрет Вали Ходасевич" (1900) Василия Комарова попал в Нижний прямо из запасных фондов Третьяковской галереи.
- В реставрации нуждалась рама, - говорит научный сотрудники отдела живописи второй половины ХIХ - начала ХХ века Третьяковской галереи Надежда Мусянкова. - Долгое время эта картина находилась в простой вкладке. И благодаря такому поводу, как 120-летие НГХМ, и провели реставрационные работы. Кстати, когда картина готовилась к этой выставке, выяснилось, что она в хрупком состоянии сохранности. Поэтому после экспозиции она снова отправится в запасники.
Сейчас в НГХМ занимаются оформлением выставки, откроется она 28 сентября и будет работать до 10 ноября.