В конце концов, целью этого саммита было преодолеть спровоцированные британским референдумом упаднические настроения и наметить некий новый курс, который должен направлять чаемое обновление Евросоюза в течение ближайшего полугода. С тем, чтобы в марте 2017-го года на саммите в Риме отметить 60-летие Римского договора, некогда заложившего основу Европейского сообщества, уже официальным провозглашением нового видения единой Европы.
Хотя бы формально саммит этих целей достиг. Документ под названием "Братиславская дорожная карта" с акцентом на безопасность, регулирование миграции и улучшение инвестиционного климата в ЕС был принят. В нем говорится о необходимости укреплять внешние границы Евросоюза, не допускать никогда более нерегулируемой иммиграции, подобной той, что происходила в прошлом году, восстановить действие Шенгена, создать подобные американским системы стоп-листов для пересекающих границы радикалов и террористов. Говорится в документе и о необходимости создавать экономические перспективы для молодежи, и о сохранении европейского образа жизни.
И даже лидеры Германии и Франции Ангела Меркель и Франсуа Олланд, проведшие накануне Братиславы еще и двустороннюю встречу в Париже, впервые с 2012 года вместе вышли к журналистам по окончании заседаний. Как сказал французский президент, они сделали это специально, чтобы продемонстрировать, как в условиях отделения Великобритании, "Франция и Германия стоят вместе ради успеха Европы двадцати семи".
"Мы согласились в том, что Европа, которая находится в критическом положении после референдума в Великобритании, но и перед лицом других трудностей, должна договориться и к будущему году, к 60-летию Римского договора, выработать повестку дня," - заявила Меркель.
Однако, и в символической, и в реальной плоскости братиславский саммит показал полную драматизма картину современной Европы.
Случайно ли, но корабль класса "люкс", в котором лидеры плыли по Дунаю, был немецкий - Regina Danubia приписана к баварскому городу Пассау и была зафрахтована словацким правительством. Вода в Дунае в эти дни оказалась такая низкая, что первоначально заявленному плану доплыть до основанного датским коллекционером музея современного искусства и пообедать там сбыться не удалось - об этом накануне саммита объявил его хозяин, словацкий премьер Роберт Фицо. В результате Regina Danubia курсировала вверх и вниз по быстротечной реке в плотном кольце лодок охраны. Никаких других судов весь день на Дунае, понятное дело, не было. Сам город тоже был пустынен как никогда - на улицах встречались лишь редкие машины, а пешеходы заметно уступали в своей численности стоявшим по обочинам дорог полицейским и автоматчикам. Одни улицы были перекрыты полностью, на другие пускали только служебные автомобили и такси. Некоторые маршруты общественного транспорта были изменены. Остальные, правда, работали в этот день в бесплатном режиме. Предвидя сложности и используя пришедшийся на четверг праздничный день, многие жители столицы Словакии взяли на пятницу отгулы и уехали на длинный уикэнд из города. А оставшимся многие фирмы разрешили в этот день работать из дома.
Основные заседания проходили с утра и во второй половине дня в Братиславском замке - величественном сооружении на холме, которое под именем Прессбург некогда охраняло от турок подступы к близлежащей Вене, а затем стало одной из резиденций Габсбургов. После пожара в начале XIX века замок начал разрушаться и превратился в итоге в руину, заново отстроенную по старым образцам уже в социалистической Чехословакии.
В пятницу и соглашение ЕС с Турцией о возврате беженцев, и вопросы развития социального государства были предметом обсуждения для двадцати семи глав государств и правительств. Об этом журналистам сообщили на итоговой пресс-конференции хозяин саммита Фицо и высшие чиновники ЕС - глава Европейского Совета Дональд Туск и председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер.
Единственной конкретной мерой, принятой в пятницу, стало оказание Болгарии срочной помощи по укреплению ее границы с Турцией, откуда ожидается новая волна беженцев. По словам Юнкера, страны-члены ЕС направляют в Болгарию 200 человек персонала и технику для наблюдения, а Евросоюз выделяет 108 миллионов евро немедленно и еще 52 миллиона в течение ближайших недель.
"Болгария не останется в одиночестве", - заявил Юнкер.
Тема Brexit как таковая не носила приоритетного характера в обсуждении, сообщил Туск. Участники саммита просто подтвердили позицию ЕС, что союз не будет вести переговоров с Великобританией о ее выходе из ЕС до того, как Лондон приведет в действие статью 50. Как объясняют эксперты, в этот момент все карты оказываются в руках у Брюсселя, поэтому Лондон объективно заинтересован в каких-то предварительных договоренностях. При этом Туск сообщил, что премьер-министр Великобритании Тереза Мэй назвала январь или февраль будущего года как вероятное время официального уведомления о выходе из ЕС.
Все участники встречи в числе первых тем саммита называли вопросы миграции и безопасности. Однако и здесь до согласия пока далеко. Венгрия и в меньшей степени другие страны Вышеградской группы возражают против нынешней политики Германии в области миграции и предлагаемой Брюсселем системы квот на прием иммигрантов, невзирая даже на то, что и та, и другая политические линии претерпели за минувший год большие изменения. В итоговом документе говорится, что необходимо "расширять консенсус ЕС в области долгосрочной миграционной политики, включая пути применения в будущем принципов ответственности и солидарности". В переводе с дипломатического это означает, что так или иначе больше стран необходимо убедить в неизбежности квот. Тем не менее, со ссылкой на венгерского премьера Виктора Орбана СМИ сообщили, что 24 сентября в Вене состоится встреча на высшем уровне стран балканского миграционного пути, включая Австрию и Германию, для обсуждения ситуации с миграцией.
Противоречиями отмечены и первые дискуссии по усилению военной интеграции стран Евросоюза. По словам канцлера Австрии Кристиана Керна, французское предложение по объединению военных структур ЕС в оперативные штабы "встретило возражения некоторых государств-членов". Скептические заявления по этому поводу сделала еще утром президент Литвы Даля Грибаускайте. "Речь не идет о создании "армии ЕС", а лишь о большем сотрудничестве в обороне, использовании военных ресурсов. Мы не можем дублировать НАТО, выталкивать его на обочину", - сказала она журналистам.
Предложение о военной интеграции стран ЕС, о котором заявил в своей речи перед Европарламентом Юнкер (эта речь была официально одобрена братиславским саммитом) воспринимается, с одной стороны, как попытка дистанцироваться от США и НАТО, а с другой стороны, как средство компенсации чрезмерного отрыва Германии в качестве европейского лидера после ухода Лондона. Ведь Германия обладает слабым оборонным потенциалом, далеко уступающим Франции и Италии, и по определению будет играть скромную роль в потенциально интегрированной военной структуре Евросоюза.
Среди недовольных оказался и премьер Италии Маттео Ренци. Он написал в своем микроблоге в Twitter, саммит стал "шагом вперед, но слишком маленьким". По сообщению итальянских СМИ, он также отказался выступать по окончании совместно с главами французской и немецкой делегаций, заявив, что не согласен с политикой Меркель и Олланда в области миграции и экономики.
А высокопоставленный сотрудник Евросоюза, неофициально общавшийся с журналистами в перерыве, обратил внимание на еще одну важную часть братиславских договоренностей. Речь идет о более "честной" политике, связанной с открытым разграничением компетенций и ответственности между национальными правительствами и Еврокомиссией. "Когда мы говорим о лучшей коммуникации, мы имеем в виду больше лояльности, больше честности. На протяжении многих лет было активной практикой, что все хорошее - это успех государств-членов, а все плохое - ответственность Брюсселя. Должно быть понимание лидеров, что, если вы постоянно ругаете Брюссель, будут последствия", - сказал он.
Он также заметил, что саммит по существу ставит точку в спорах о том, понадобится ли Евросоюзу после Brexit большая или меньшая степень интеграции - выбор на сегодня сделан в пользу меньшей. Но это никак не отменяет формирование новых правил игры. В этих условиях, помимо официального саммита всех государств-членов ЕС в октябре, диалог на высшем уровне будет продолжен в конце января или начале февраля, когда главы 27 государств снова встретятся без участия Великобритании на неформальную встречу в столице Мальты Валетте. А мартовская встреча в Риме должна ответить на вопрос, каким быть новому Евросоюзу.