21.09.2016 19:00
    Поделиться

    В Петербург привезли работы крупнейшего новгородского художника

    В Санкт-Петербургском мемориальном музее Суворова открылась выставка акварелей  художника Семена Пустовойтова из собрания Новгородского музея-заповедника. Здесь представлено 30 листов, запечатлевших пейзажи Великого Новгорода: храмы, купола и уже ушедшие от нас образы древнерусского города.

    Выставку дополнили пять колоколов, которые новгородские музейщики вернули музею Суворова после более полувекового хранения их у себя. Когда-то эти колокола принадлежали храму в Кончаковско-Суворовской усадьбе - там отбывал ссылку фельдмаршал и там же по его собственному проекту была выстроена церковь.

    - В 1900 году, в 100-летнюю годовщину смерти генералиссимуса, эту церковь как реликвию перевезли в Санкт-Петербург, - рассказывает директор музея Суворова Владимир Гронский. - Но в 1925 году ее ликвидировали.

    Много лет спустя церковь в Кончаковско-Суворовском воссоздали по первоначальным чертежам генералиссимуса, а колокола после реставрации передали по принадлежности - мемориальному музею в Санкт-Петербург. Эта реликвия с непростой судьбой достойным образом дополнила экспозицию одного из самых почитаемых новгородцами художников.

    Семен Иванович Пустовойтов - крупнейшая фигура в искусстве Великого Новгорода второй половины XX столетия. Его творчество целиком посвящено средневековым храмам.

    - В результате десятилетий "каторжного" (по определению самого мастера) труда, когда на морозе, под дождем и снегом создавались десятки акварелей, произошло чудо, - говорит генеральный директор Новгородского объединенного музея-заповедника Наталья Григорьева. - Художник стал частью того мира, который писал, он проник в глубину души новгородских памятников и смог ее передать. В этом году исполняется 95 лет со дня его рождения, и выставка в столичном музее - дань его памяти.

    Из числа большеформатных акварелей из монументальной серии 1970-х 1990-х годов здесь представлены "Церковь Спаса на Ковалеве", "Вяжищский монастырь", "Софийский собор", "Георгиевский собор" и другие работы, посвященные древнерусской архитектуре. В них - трагизм и романтика,  и каждый раз - новое открытие храма или целого ансамбля, а через них - истории и судьбы России.

    Еще при жизни Семен Пустовойтов стал подлинным классиком. Его произведения хранятся не только в новгородских музеях, но и в собраниях Одессы и Санкт-Петербурга, в частных коллекциях нашей страны и за рубежом. Они экспонировались в России, Румынии, Чехословакии, Югославии, Польше, Японии, Австрии.

    Поделиться