29.09.2016 00:20
    Рубрика:

    В мэрии Москвы чествовали школьников-победителей международных олимпиад

    Школьникам - победителям международных олимпиад вручили по миллиону рублей
    Про них редко писали в газетах, практически не показывали по ТВ. Не встречали в аэропортах с цветами, не просили интервью и фото на память. Страна не болела за них, как за футбольную сборную во Франции или за наших олимпийцев в Рио. Между тем они этого заслужили не меньше.

    И вот, наконец, о них вспомнили. Московские школьники, занявшие призовые места на международных олимпиадах, впервые получили от города денежные премии. 9 счастливчиков заработали своим умом по 1 млн рублей, а четверо - по 500 тыс. руб.

    "Перельманы" с первого курса

    Российские школьники в этом году получили на международных олимпиадах 16 золотых, 8 серебряных и 3 бронзовые медалей. Из них 9 золотых и 4 "серебра" принесли москвичи. При этом первые места, что интересно, заняли мальчики, вторые достались трем девочкам и парню. Поскольку многие олимпиады прошли летом, все столичные победители и призеры, за исключением одного, сейчас уже первокурсники.

    На сей раз им предстояло решить 6 задач. Самую трудную, как позже признали организаторы, придумал победитель международной математической олимпиады 2000 года Александр Гайфуллин. Еще одну разработали доценты Московского физтеха Назар Агаханов и Илья Богданов. Но "будущие Перельманы" их решили.

    Выпускник школы N1329 Иван Фролов к своей победе шел целых 6 лет. Склонность к точным наукам родители у него заметили в детстве. На первых порах занимался шахматами и уже в 10 лет получил первый взрослый разряд. С 4-го класса начал ходить в математический кружок при МГУ. Потом были математический класс, профильные лагеря, сборы с командой страны и серьезная подготовка в Центре педагогического мастерства. Как итог - золотая медаль на международной олимпиаде. Казалось бы, дорожка в профессию давно выбрана и протоптана, но в 11-м классе Иван еще размышлял, куда пойти. В итоге вместе с двумя золотыми медалистами по математике оказался в Высшей школе экономики. Решение принял сам, поделилась с "РГ" Ирина Анатольевна, мама Ивана.

    Победитель олимпиады по информатике Владислав Макеев тоже начал погружаться в предмет с начальных классов: посещал индивидуальные уроки, штудировал информатику сначала в школе "Интеллектуал", а после в школе им. Колмогорова при МГУ. К интеллектуальным соревнованиям ему помогали готовиться завкафедрой информатики школы Елена Андреева и Глеб Евстропов, в прошлом призер международной олимпиады. Раз в неделю Владислав посещал спецкурс, дважды в неделю писал тренировочные тесты и до 5 часов в день тратил на решение задач. Сейчас Владислав учится на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ.

    - Готовился по задачам прошлых олимпиад, - рассказал он "РГ". - Некоторые задачи в этом году были сложными.

    В свободное время Владислав иногда пишет компьютерные программы. Планирует участвовать в олимпиадах и конкурсах уже как студент.

    "Используйте эти деньги, чтобы получить удовольствие"

    Победителей и призеров олимпиад недавно поздравили в московской мэрии. Заммэра по вопросам социального развития Леонид Печатников пообщался с лучшими умами столицы за чашкой чая, а после вручил им денежные сертификаты. Юные миллионеры признались, что деньги постараются потратить на образование.

    - После того как олимпийские чемпионы в Рио-де-Жанейро получили от президента щедрые подарки, мы подумали о том, чтобы наградить и тех, кто завоевал победу своими умственными способностями, - заметил Печатников. - На полученные деньги не обязательно покупать учебники. Используйте их так, чтобы получить удовольствие.

    Предметные олимпиады - конек московских школьников. В этом году сразу 145 учеников стали победителями Всероссийской олимпиады: они завоевали 39% всех первых мест. Успешно столичные ребята выступили и на первой международной олимпиаде мегаполисов, которая недавно прошла в Москве. В Россию приехали лучшие старшеклассники из 22 городов мира.

    - Мы сделали все, чтобы система проверки работ была прозрачной и открытой, - пояснил директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко. - Руководители команд могли посмотреть, как проверили работы, и задать любые вопросы членам жюри.

    Единоличных лидеров интеллектуального турнира выявить в итоге не удалось. Первое место поделили школьники из Москвы, Санкт-Петербурга и Белграда. "Серебро" увезли сборные Будапешта, Джакарты, Еревана, Минска и Софии. "Бронза" досталась учащимся из Алма-Аты, Астаны, Бишкека, Лейпцига, Пекина, Риги и Таллина. По словам организаторов, теперь олимпиада мегаполисов будет ежегодной.

    Прямая речь

    Сергей Собянин, мэр Москвы:

    - По версии престижного международного рейтинга PISA, московские школы попали в десятку лучших в мире. Его составляют в рамках ОЭСР, объединяющей, как известно, наиболее сильные ведущие страны мира. Вот организаторов этого рейтинга мы и попросили провести в Москве полномасштабное исследование с целью сравнить качество нашего образования с его качеством в других странах. Причем не выборочно, а во всех школах города. В принципе обычно они делают это на уровне стран, но в порядке исключения отслеживают ситуацию в Шанхае, Гонконге и ряде других городов. В итоге Москва попала в десятку лучших в мире, что подтверждено всеми высококвалифицированными экспертами.

    Решить слабо?

    Вот такую задачу предлагали решить школьникам на международной математической олимпиаде этого года. Попробуйте найти решение и вы. Тех, кто сможет справиться с заданием, просим написать в редакцию "РГ".

    На плоскости расположено n 2 отрезков так, что любые два из них пересекаются по внутренней точке, а никакие три из них не имеют общей точки. Иван выбирает один из концов каждого отрезка и сажает в него лягушку лицом к другому концу этого отрезка. Затем он n - 1 раз хлопает в ладоши. При каждом хлопке каждая из лягушек немедленно прыгает вперед в следующую точку пересечения на ее отрезке. Лягушки никогда не меняют направления своих прыжков. Иван хочет изначально рассадить лягушек так, чтобы никакие две из них никогда не оказались в одной точке пересечения одновременно.

    (a) Докажите, что Иван всегда может добиться желаемого, если n нечетно.

    (b) Докажите, что Иван никогда не сможет достичь желаемого, если n четно.