издается с 1879Купить журнал

Люди с насыпи

В конце позапрошлого века их запечатлел американский фотограф, проехавший вдоль строящегося Транссиба

Анастасия Алпер - ювелир из Америки. Но именно она открыла русскоязычному читателю великолепные фотографии строительства Транссиба, сделанные в конце ХIХ века американским фотографом Уильямом Генри Джексоном. Снимки, найденные Анастасией в американских книжных лавках и архивах, кочуют по сайтам рунета в виде галерей и видеороликов.

"Родина" связалась с коллекционером:

В чем секрет столь необычного увлечения?

- Я закончила Московский институт инженеров транспорта, но по специальности "Прикладная математика". Так что мой интерес к Джексону не связан с железнодорожной темой. Просто я увлекаюсь фотографами прошлых лет. Пол Шуцер, Давид Сеймур, Капа, Брассай, Картье-Брессон, Эдвард Кёртис... И вот однажды в антикварном магазине увидела прекрасную книгу "Picture Maker of the Old West William H. Jackson", изданную в 1947 году. В ней фотографии американцев, связанных со строительством железной дороги на Дикий Запад. Стала искать другие работы Джексона и в конце концов обнаружила его съемку из экспедиции по Транссибу.

- Судя по всему, фотографу не сиделось на месте.

- Да, с 1894 по 1896 год Джексон был членом Всемирной транспортной комиссии, по заданию которой отправился в большое путешествие по Европе, Африке, Индии, Японии. Побывал он и в России. Результат - тысячи фотографий и зарисовок, сотни из которых посвящены Транссибу. Это и портреты строителей - инженеров и каторжан, и фотографии местных жителей - рыбаков, охотников, ямщиков, и снимки сибирских городов, первых мостов и вокзалов.

- Что зацепило вас сильнее всего?

- На мой взгляд, талант фотографа в том, чтобы передать атмосферу, настроение, характер в одном кадре. С другой стороны, у Джексона была задача задокументировать основные моменты жизни стройки и типажи, его кадры очень часто постановочные. Так вот, поражает то, что при этом у него в кадре все очень живое. Настоящее!


Крупный план

Почти все фотографии Джексона снабжены авторской подписью на обороте. Как и эта: "Cossack officer who rode this horse from Moscow to Chita" (Казачий офицер, который ехал на этой лошади из Москвы в Читу).

В подписи небольшая ошибка: казак проскакал по маршруту Дудергоф (Красное Село) - Чита, где и повстречался с фотографом. Звали казака Александр Николаевич Кенике (встречается написание Кениге). На момент съемки он был младшим офицером (сотником) 6-й сотни 2-го Забайкальского казачьего полка (позднее 1-й Читинский полк). И это у него не первое конное путешествие. Как явствует из книги М. Иванова "Возникновение и развитие конного спорта", "этот смелый и предприимчивый кавалерист совершил пробег из Благовещенска в С.-Петербург, пройдя за 193 дня на своем Серке - лошади местной амурской породы - 8283 версты. В 1895 году сотником Кенике был проделан не менее сложный пробег из С.-Петербурга в Читу, но уже не на лошади типа Серка, а на высококровном Иркуте. На этой лошади Кенике покрыл расстояние в 6569 верст за 112 дней".

Кстати, Александр Николаевич Кенике вел дневник пробега ("Дневник сотника Кенике от Красного Села до Читы: (14 июня - 16 нояб. 1895 г."). И был не только отчаянным авантюристом, но и незаурядной творческой личностью: хорошо рисовал, увлекался фотографией. Его снимками проиллюстрирована книга "В Китае. Воспоминания и рассказы 1901-1902 гг.", написанная полковником А.В. Верещагиным (братом известного художника-баталиста). Сотник, как и Верещагин, стал свидетелем подавления Боксерского восстания (Восстания ихэтуаней).

Впоследствии Кенике дослужился до полковника, после революции оказался в Харбине, где и скончался в 1941 году.

Фотографии из коллекции Анастасии Алпер