Штучный

Дринкин гуд

Рецензия 01.10.2016, 16:02 | Текст: Алексей Литовченко , Дмитрий Сосновский

Как говорил Антон Павлович Чехов, если на стене висит портрет Фрейда, то это неспроста (или что-то вроде того). Имейте это в виду, когда будете смотреть мини-сериал Григория Константинопольского "Пьяная фирма". А посмотреть его вы обязаны, потому что показанная на Первом Уральском фестивале российского кино "Пьяная фирма" (выход обещан в новогодние праздники на ТНТ - да-да, представьте себе, на том самом ТНТ) - лучшее, что случалось с отечественным сериалостроением со времен мезозоя.

Хотя казалось бы. Водки на экране выпивается больше, чем в полной фильмографии Жоры Крыжовникова и всех его эпигонов вместе взятых. "Чернуха" так и сыплется изо всех щелей. Но. Оказывается, можно снимать водку и "чернуху" и при этом не про водку и не про "чернуху". Выясняется, что когда два вышеуказанных столпа творчества целого легиона отечественных, так сказать, юмористов - не самоцель, когда им есть что показать помимо этого, столпы эти, переставая быть столпами, одновременно прекращают быть проблемой. И - вот еще один парадокс - заимствование всего подряд из западных сериалов бывает уместным, остроумным и вовсе не похожим на ущербную кальку (привет, "Метод"!).

Всю дорогу "Пьяная фирма" притворяется - и весьма успешно! - эдаким русским Breaking Bad'ом. Пожилой человек, которому внезапно очень сильно понадобились деньги в больших количествах, использует свои выдающиеся навыки и молодого напарника, чтобы построить не совсем легальный бизнес. Только герой Михаила Ефремова Григорий Штучный, в отличие от своего побратима Хайзенберга, не людей в наркоманов обращает, а наоборот: выводит алкоголиков из запоя - мягко, приятно и безболезненно. Правда, единовременно - и, как сейчас говорят, за "некислый прайс". А там уж, увы, человеческая слабость способна быстро вернуть свое. Что нередко и происходит. 

Макаревич-младший, который здесь вроде нашего Джесси Пинкмана, одновременно "косит" под Джонни Деппа из "Ромового дневника" и удивляет тем, что он еще и играть умеет недурно. Есть тут и Елизавета Боярская - она общей картины не портит, а большего от нее обычно не требуется (хотя на этот раз она прячет за спиной такой сюрприз, что вам мало не покажется).

В наличии - изобилие ярчайших второстепенных действующих лиц, свежо и оригинально отыгранных. Андрей Мерзликин в роли Чубайса. Если вам этого мало, встречайте: Евгений Цыганов в роли ревнивого кавказца. Но коли вы из настолько скучных людей, что и подобное вас не впечатлит, знайте: Ингеборга Дапкунайте в роли Майкла Джексона заставит замолчать даже самых завзятых скептиков. Да, вы правильно прочитали. Именно так: Ингеборга Дапкунайте в роли Майкла Джексона. И Сергей Колтаков в гротескном образе Ельцина в придачу.

Словом, "Пьяная фирма" хороша и просто как криминальная комедия - не хуже хрестоматийных "Жмурок" со всей их "тарантиновщиной и "ричивщиной". Хороша темным абсурдом, обилием отсылок - от Гринуэя до "Декстера" - и, наконец, небанальным сценарием и юмором - причем юмором жестким, даже жестоким, острым, по-настоящему сатирическим, а не прикидывающимся таковым.

К концу последнего эпизода, когда вы будете уже уверены, что с "Пьяной фирмой" все понятно, что это просто такой удалой злобно-веселый трэш, случится то, что делает сериал подлинным шедевром. Внезапно - вы даже не успеете осознать, что произошло - достанет из-за спины нож, воткнет его вам по самую рукоятку в грудь, и на последних минутах вы взглянете в истинное его лицо.

Увидите, что это был никакой не Breaking Bad по-русски, а самый настоящий "Твин Пикс". И тогда все станет на свои места. И музыкальные номера, казавшиеся причудами режиссуры, теперь увидятся по-другому, и все вообще, что было на экране эти три часа и двадцать минут, предстанет в совершенно ином свете, в алом полумраке Черного вигвама. И вы вдруг поймете, что это прекрасно. Или не поймете ничего. На самом деле это не важно.

5.0

Читайте также