04.10.2016 21:19
    Поделиться

    Почему новые пенсионные реформы не помогут росту экономики

    Есть факторы, которые безусловно тормозят социально-экономическое развитие страны. Падение цен на нефть и отсутствие перспектив значимого возобновления их роста. Демографическая ситуация, которая ведет к снижению численности населения в трудоспособном возрасте с одновременным увеличением количества тех, кто моложе и старше трудоспособного возраста.

    Но насколько оправданы опирающиеся на эти факты многочисленные прогнозы, предрекающие неизбежность замедления экономического роста страны и, как следствие, призывающие не рассчитывать на рост жизненного уровня, а то и вовсе "затянуть пояса" в ожидании лучших времен? Да, если в нынешней российской экономике оставить "все как есть", то неизбежны и дальнейшее торможение развития, и негативные социальные последствия. Однако неужели российская экономика не располагает другими источниками роста, кроме как дополнительные рабочие руки, рост экспортных цен на энергосырьевой экспорт и доступ к зарубежным источникам финансирования? Ведь важно не только то, сколько у нас рабочих рук, насколько велики финансовые доходы и т.д. Не менее, а пожалуй, и более важно то, как используются имеющиеся ресурсы.

    Хорошо, согласимся с прогнозом минэкономразвития, что к 2019 году занятых в экономике уменьшится на 1,1 миллиона человек по сравнению с 2015 годом. Но ведь это всего на 1 процент меньше! А теперь вспомним, что производительность труда в России в 3-4 раза меньше, чем в странах-лидерах современного мира. То есть там, где у наших конкурентов трудится один человек, у нас три-четыре. Это в целом по экономике. Если же брать производства в реальном секторе, то там отставание еще больше. Так может, надо сосредоточиться не на поиске новых механизмов пенсионного обеспечения или обсуждении того, как увеличить пенсионный возраст, а создать условия для роста производительности труда? Ведь именно здесь кроется и главная причина нынешнего торможения нашего развития, и главный резерв развития.

    Там, где у наших конкурентов в странах мировых лидеров трудится один человек, в России - три-четыре

    Конечно, решить эту задачу нелегко. Ведь нужно не просто увеличивать выработку продукции или услуг на одного занятого. Необходимо, чтобы эта продукция находила спрос, была конкурентоспособна. Можно ли сделать это на физически изношенном и морально устаревшем оборудовании? Вопрос риторический. А такое оборудование составляет большую часть нашей технологической базы. Еще в 2008 году в Российской академии наук был сделан вывод, что наша экономика в основном находится в так называемом четвертом технологическом укладе лишь с некоторыми элементами пятого, в то время как страны-лидеры освоили пятый уклад и начинают переход к шестому. Ясно, что речь идет об отставании на поколение. Продвинулись ли мы в преодолении этого разрыва? Ответ дает простой факт: производство машин и оборудования - а именно здесь создается технологическая база производства, - так и не оправившись после кризиса 1990-х, к 2015 году сократилось еще на треть.

    Неудивительно, что производительность труда за эти семь лет выросла всего на 5,2 процента. А что нам обещает прогноз минэкономразвития? К 2019 году производительность труда вырастет на 6,4 процента, т.е. будет расти в год в среднем на 1,1. Нетрудно посчитать, когда мы сможем хотя бы приблизиться к нашим конкурентам, даже если они будут стоять на месте. И зададимся вопросом: есть ли у страны столько времени?

    В чем дело? Почему так медленно идет технологическое перевооружение нашего производства? Ответ прост: необходимо вкладывать средства, нужны инвестиции в основной капитал. А они у нас в последнее время сокращаются. И в 2019 году их объем будет на 5 процентов меньше, чем в 2013 году. И если вспомнить, что из этих сокращающихся объемов производству машин и оборудования достается менее одного процента, становится понятным, почему у нас не происходит сколь-нибудь значимых сдвигов в перевооружения производства и, соответственно, в производительности труда. Вот и приходится минфину находить все новые и новые резервы сокращения расходов в сжимающемся бюджете.

    Когда в январе 2013 года на расширенном заседании правительства под председательством президента обсуждали Основные направления деятельности до 2018 года, в них справедливо записали: "Совокупность сложившихся вызовов и условий экономического развития определяет в качестве основной цели повышение конкурентоспособности российской экономики на основе интенсивного роста производительности труда". Комментируя этот тезис, премьер-министр сказал: "Нам нужна пятилетка эффективного развития". Такие цели уже ставились на десятую пятилетку (1976-1980 годы): "Для того чтобы успешно решить многообразные экономические и политические задачи, стоящие перед страной, нет другого пути, кроме быстрого роста производительности труда". Тогда этого не получилось, да и не могло получиться в той системе хозяйствования.

    Нынче в стране другая экономическая система, созданная именно для того, чтобы российская экономика смогла встать вровень с экономиками стран экономических лидеров современного мира. Однако в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, принятой правительством в 2011 году, отмечалось: "Ни частный, ни государственный секторы не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций". И необходимо понять причины, почему, несмотря на все усилия государства, наши предприниматели не проявляют интереса к этой важнейшей теме? И последовательно устранять их. Но это уже тема следующей колонки.

    Поделиться