В прошлом году вы получили "Золотой софит" за лучшую женскую роль - Аркадина в спектакле "Костя Треплев. Любовь и смерть", по чеховской "Чайке" ("Такой театр"), который играли в интерьерах Музея Достоевского. Поставил его Вениамин Фильштинский. А теперь сыграли в спектакле его ученика Войцеха Урбаньски.
Анна Алексахина: Было любопытно узнать о "школе Фильштинского", и вот сначала удалось поработать с ним, а теперь - с одним из его лучших учеников-режиссеров. Могу сказать, что и учителю, и ученику свойственны глубокое исследование материала, поиск тончайших нюансов, разработка внутреннего и главное - любовь к артисту.
Спектакли Вырыпаева и Гришковца не все принимают, не считают то, что они делают, театром. Близок ли вам, актрисе академического театра, театр Вырыпаева?
Анна Алексахина: Да, это не "игровой" театр в привычном смысле слова, но и такой способ существования, и такие тексты - это новый опыт. Правда, у меня есть роль в спектакле "Я боюсь любви" по пьесе Елены Исаевой, его поставила молодой режиссер Мария Романова, и эту работу я считаю поворотной для себя, что ли. Современный зритель, часто молодой человек, иногда впервые пришедший в театр, хочет, чтобы с ним говорили современным языком. И для меня Вырыпаев в этом направлении безусловный лидер. Мне интересно все, что он делает: читаю его тексты, смотрю спектакли в театре "Практика", замечательные картины - "Эйфория", "Кислород", "Танец Дели", "Спасение". И текст "Иллюзий" - волшебный, содержательный и поэтичный, очень глубокий.
И ваша дочь - актриса "Студии театрального искусства" Сергея Женовача Катерина Васильева - играет в спектакле театра "Практика" "Золушка" по пьесе Жоэля Помра.
Анна Алексахина: Да, благодаря Ивану Вырыпаеву, в тот момент руководителя "Практики", этот спектакль родился и живет.
Войцех рассказал мне: "Когда мы впервые встретились с актерами, я рассказал им о форме спектакля: они не будут "играть" роли, а будут рассказывать истории от себя. И они на это согласились. Это очень круто. Часто большие, замечательные, выдающиеся актеры не принимают что-то новое, закрыты для экспериментов. Но Сергей Мигицко и Анна Алексахина откликнулись. Признаюсь, что когда мы репетировали, были у нас споры, вопросы…"
Анна Алексахина: Очень трудно отказаться от привычного… В какой-то момент твой опыт становится твоей главной проблемой. В этом один из парадоксов актерской профессии. Войтек - прекрасный, удивительный, тонкий режиссер, образованный и ищущий, умеющий отсечь лишнее. Столь лаконичная форма спектакля сложилась буквально накануне премьеры. Это уникальное качество - отказаться от своих "драгоценных находок", редкое у режиссеров.
Здесь вы снова встретились в работе с Сергеем Мигицко, вашим партнером, коллегой по Театру Ленсовета. Не случайно?
Анна Алексахина: Да, Мигицко - мой любимый партнер, мы сыграли в дуэте во множестве спектаклей и в Театре Ленсовета, и в антрепризе. И сегодня играем в "Ревизоре" чету Сквозник-Дмухановских и парочку влюбленных в "Интимной жизни". И вот теперь "Иллюзии". К слову, продюсер "Иллюзий" Никита Владимиров - внук нашего учителя Игоря Петровича Владимирова. Это его дипломный проект, и меня очень тронуло его приглашение участвовать в спектакле. В этом есть преемственность и связь времен.
Смотрю на них с Войтеком - два молодых, обаятельных мужчины, талантливые, креативные, с прекрасными идеями - и думаю: еще не все потеряно ни для театра, ни для жизни, будущее есть.
А репетиции Бутусова, главного режиссера Театра Ленсовета, вам в радость?
Анна Алексахина: С приходом Юрия Николаевича наш театр изменился. Началась новая жизнь, пришла другая публика, мы ищем новый язык. Эти пять лет были сложными, но упоительными. Нечасто в работе бывают встречи не просто с режиссером, но с Художником. А уж для моих студентов, которые в момент прихода Бутусова учились на втором курсе, это оказалось судьбоносным. Общение с Юрием Николаевичем изменило их сознание. Они узнали и почувствовали, что в театре возможно все, что нет никаких рамок, шор и потолка. Если ты талантлив, главное - правда, свобода и глубина. Если ты открыт, то будешь понят. Это очень важно. Например, идея присутствия в спектакле "Кабаре Брехт" самого Брехта исходила от Сережи Волкова. Бутусов ее поддержал и вот результат - "Золотая маска" за лучшую мужскую роль.
Я тоже неожиданно для себя попала в эту волну, сыграв Ольгу в спектакле "Три сестры". Очень сложная по способу работа для меня. Вдруг выходишь на какую-то новую орбиту, открываешь в себе то, о чем даже не подозревал.
В прошлом сезоне у меня была еще работа в спектакле The Demons ("Демоны") по пьесе шведского драматурга Ларса Нурена, который поставил молодой режиссер Денис Хуснияров. Выбрал пьесу Бутусов, и жизнь спектакля доказала, что он прав: есть огромный зрительский интерес.
Как развиваются ваши выпускники?
Анна Алексахина: Они вовсю работают. Были заняты в экспериментальной режиссерской лаборатории. Есть несколько интереснейших заявок, из которых, видимо, родятся новые спектакли. Репетируют в спектакле по пьесе Шекспира "Сон в летнюю ночь" и в пьесе классика польской литературы Гомбровича "Венчание". Мюзикл "Странствия Нильса" на музыку Максима Леонидова, где заняты ребята, стал лауреатом фестиваля "Арлекин" в нескольких номинациях, и Тоня Сонина получила приз за лучшую женскую роль. Бутусов дал им необыкновенную возможность остаться в труппе театра, но и те, кто уехал, работают по профессии - в Тольятти, Ижевске, Воронеже, Москве. В наше время это просто чудо.
Возьметесь ли снова за преподавание?
Анна Алексахина: А я только что набрала актерский курс в Институте кино и телевидения. Мне это интересно, хотя тяжело было снова решиться. Но я поняла, что если мне хочется заниматься педагогикой, то прерывать этот процесс, наверное, нельзя.
Вы сейчас снимаетесь в кино?
Анна Алексахина: Снимаюсь в сериале Стаса Иванова "Новая жизнь". Это драматическая семейная история на фоне детективных коллизий. В главной роли Валерия Ланская, а я играю ее маму. Мы с Лерой уже встречались на съемках - играли одну женщину в разном возрасте - в многосерийной картине "Дом образцового содержания", тоже драматической семейной саге.