В Москве пройдет первый кинофестиваль о людях с особенностями психики

С 6 по 9 октября в Москве пройдет кинофестиваль "Доку-MENTAL", первый крупный киносмотр о людях с психическими особенностями, являющийся частью программы конгресса "Психическое здоровье человека XXI века". Уникальность фестиваля состоит в том, что после каждого кинопоказа в зале состоится открытое обсуждение, в котором зрители вместе с известными кинокритиками и специалистами по психиатрии смогут обсудить характеры героев и их восприятие окружающего мира.

Развитие в двадцатом и двадцать первом веке таких наук как, психология и психиатрия, с одновременным увеличением доступности информации и ее обмена, позволяют по-новому посмотреть на те вопросы, которые еще недавно находились лишь в поле внимания профессионалов, биографов ряда выдающихся личностей, литературоведов и родственников тех, у кого был (или не был) диагностирован аутизм или синдром Аспергера.

В наш инструментально-технический век, когда практически каждое явление подвергается количественному исследованию и измерению, иногда в ущерб рассмотрению сущности проблемы, все острее становится вопрос об определении таких категорий, как "норма", "нормальность" в социальном смысле. Как живут и воспринимают мир те, кто рожден его видеть иначе и не может описать его в категориях отличия от общепринятого взгляда на вещи? С помощью чего можно установить обоюдную связь между теми, кто видит окружающее совершенно различно, для обоюдной пользы и блага?

Хедлайнерами фестиваля предсказуемо станут две картины, более двадцати лет назад впервые во всеуслышание поднявшие вопрос о "других людях" и сделавшие "особых героев" персонажами мирового игрового кино, выведя на качественно иной уровень общественное обсуждение этого феномена. Это - оскароносный фильм Барри Левинсона "Человек дождя" (Rain man) c Дастином Хоффманом и Томом Крузом в главных ролях и "Форрест Гамп (Forrest Gump) Роберта Земекиса с Томом Хэнксом, ставший одной из самых запоминающихся его ролей.

Среди зарубежных работ будет представлен ряд документальных фильмов, посвященных жизни людей, которые сами, не в меньшей степени, чем то, с чем им приходится сталкиваться, сокрыты от окружающего мира в силу внешних обстоятельств.

Американско-французская копродукция "Анимированная жизнь" (Life, Animated) Роджера Росса Уильямса (получившая приз за лучшую режиссуру на фестивале Sundance) расскажет об Оуэне Саскинде, сыне известного журналиста Рона Саскинда, которому в возрасте трех лет был поставлен диагноз "аутизм". И тем не менее Оуэн нашел способ взаимодействия с окружающим миром - через диснеевские мультипликационные фильмы и истории, происходящие с вымышленными персонажами. И когда отец Оуэна понял, что этот интерес неслучаен, у них состоялся первый в жизни разговор продолжительностью в полторы минуты, душераздирающий по своей глубине и прямоте.

"Гэри Ньюман: андройд в Ла Ла Лэнд" (Gary Numan: android in La La Land), совместный британско-американский проект Стива Рида и Роба Александра сосредоточивает внимание зрителей на Гэри Ньюмане, легенде британского нью-вейва, но в непривычном ракурсе. Речь идет не о музыкальной карьере, сценических образах и даже не о его биографии как таковой. Если смотреть со стороны - можно увидеть эксцентричного и безусловно талантливого артиста, любящего мужа и отца двух детей. Но за этим фасадом - упорное ежедневное преодоление того, что миллионы вокруг просто не замечают, незаметно для себя адаптировавшись к ритму современной жизни с обилием всего того, что повседневность вываливает на человека. Фильм, в котором слово получает главный герой повествования, показывает, каково ему и другим жить с его непростым характером и перепадами настроения, в данном случае, проявлениями синдрома Аспергера, такого разного для каждого, кто с ним родился.

Канадская работа Натана Дрилло и Джеффа Петри под названием "Режим волшебника" (Wizard Mode) посвящена разговору о жизни соотечественника режиссеров, молодого человека по имени Роберт Гэньо, в котором одним из главных рассказчиков является он сам. Подобно многим другим, у кого был диагностирован аутизм, Роберт имеет увлечение, которое преображает его в совершенно другого человека и придает смысл жизни в его глазах, делая для него мир, в данном случае - через игру в пинбол - более упорядоченным, предсказуемым и познаваемым.

Американско-канадская кинолента режиссера Адама Ирвинга под названием "Слететь с рельсов" (Off the Rails), посвящена трагедии жизни Дариуса МакКоллума, события которой настолько сказочны, что порою кажется, что все показанное в фильме является постановкой, однако это - увы - не так. Еще будучи подростком, в далеком 1978-м году нелюдимый Дариус, нашедший друга в машинисте поезда и всерьез увлекшийся феноменом общественного транспорта, в первый раз "угнал" поезд, сев в кабину машиниста, исправно и без накладок доставив пассажиров до мест их следования согласно маршруту и расписанию. С тех пор Даррен, никогда официально не работавший в излюбленной области, осуществлял подобные эскапады десятки раз. И, естественно, такое самоуправство привлекало внимание правоохранителей и оборачивалось тюремными сроками. Но каждый раз, по выходе из тюрьмы, несмотря на увещевания близких, он вновь и вновь возвращается к предмету своей пламенной любви. В настоящее время этому бескорыстному человеку с энциклопедическими знаниями о средствах передвижения снова грозит наказание в виде лишения свободы, на этот раз - сроком на 15 лет.

Шведско-финский фильм "Дон Жуан (Don Huan) Ежи Сладковского повествует о непростой жизни 22-летнего новгородца Олега, у которого в детстве был выявлен аутизм. Неумение юноши строить отношения, интересоваться тем, чем, по мнению его мамы, должно привлекать его в этом возрасте, невозможность устроится на работу, тревога за будущее и глобально тот факт, что Олег не является совершенным, страшно ее тяготят. В попытках сделать из юноши "нормального человека" она пытается применить все мыслимые средства, и это постоянное разнонаправленное давление вызывает у юноши вполне объяснимое желание держаться от такого "нормального" мира как можно дальше.

"Почему я тут", документальный фильм Дарьи Сидоровой, ученицы режиссера и сценариста Марии Разбежкиной рассказывает о смышленом мальчике Расуле, особым интересом которого стал телевизор (который, как он верит, является живым существом) и показываемое на детском канале "Бибигон". Для того, чтобы понять, каков внутренний мир мальчика, Дарье Сидоровой пришлось проделать гораздо большую внутреннюю работу, чем это обычно требует ее профессия - создание многогранной истории, понятной не только ее участникам, но и простым зрителям, стало возможным благодаря тому, что она завоевала дружеское расположение и доверие мальчика.

Еще один фильм, подготовленный учениками мастерской Марии Разбежкиной и Михаила Угарова - картина "Если бы я был" Жени Беркович и Александра Кащеева. Она документирует жизнь аутиста Вовы Каюкова, парализованного вследствие ДЦП. Вова рассказывает режиссерам о новостях из другого, внешнего мира, который ему как наблюдателю удается увидеть на экране телевизора, преимущественно из яркой и назойливой сферы шоу-бизнеса. Эти впечатления превращаются им в истории, иногда грустные, иногда забавные, но неизбежно акцентирующие внимание на главном, что не так-то просто вычленить рядовым зрителям, на которых ежедневно обрушивается поток кричащей, противоречащей друг другу новостной информации.