В Севастополе сняли эпизоды для фильма о Льве Яшине
"Камера! Мотор!" - объявляет режиссер, и по его отмашке запускают "ветер". Для картинки нужно, чтобы футболисты бежали в клубах пыли - и два рабочих, быстро-быстро орудуя лопатами, набрасывают специально собранную пыль на огромный вентилятор. Угловая подача, мяч летит над головами футболистов, Яшин высоко прыгает (в который раз за утро!) - но режиссер неумолим: еще дубль.
Полуразрушенный стадион Черноморского флота, расположенный рядом с Панорамой обороны Севастополя, превратился в большую съемочную площадку. По полю бегают футболисты в странных на современный взгляд нарядах: широкие шорты с высокой посадкой, массивные вязаные гетры, рубашки-поло будто достали "из бабушкиного сундука"... Это 1947 год: в Гаграх играют московское "Динамо" и сталинградский "Трактор". Снимается фильм "Вратарь моей мечты". Основой для него послужила спортивная биография одного из самых известных советских футболистов Льва Яшина. Именно в Гаграх будущий олимпийский чемпион пропустил, наверное, самый нелепый гол в карьере: вратарь противника ввел мяч в игру, тот пролетел через все поле и свободно вкатился в ворота. Яшин в этот момент столкнулся с защитником... Эпизод станет исключением в биографии величайшего футболиста ХХ века. Премьеру фильма создатели запланировали на 22 октября 2017 года - день рождения Яшина и в преддверии Чемпионата мира по футболу, который Россия примет в 2018 году.
- Я надеюсь, что это будет не просто подарок болельщикам, а еще и некий урок жизни от Льва Яшина спустя годы, - говорит режиссер-постановщик Эльдар Салаватов.
Исполнителя главной роли выбирали в течение двух лет, на нее пробовались многие известные и не очень артисты. В итоге доверили играть дебютанту - 28-летнему Александру Фокину. Выбор одобрили вдова Льва Яшина и его внук Василий Фролов, профессиональный вратарь.
Первый этап съемочного процесса начался в Москве и в Крыму. Он продолжится в Англии, Франции и Латинской Америке - там, где проходили ключевые футбольные поединки с участием Яшина. Крым был выбран из-за похожих с Гаграми климатических условий. К тому же, признается режиссер, стадионы здесь не так загружены, как в Москве.
Организацией съемок в Крыму и Севастополе занимается компания "Балаклавафильм". Ее руководителю Станиславу Тарасову приходится доставать все: от специального транспорта и аппаратуры до экзотических животных (впрочем, фильм "Вратарь моей мечты" - "топовый" проект, что подразумевает сложные съемки с постобработкой, поэтому все специализированное киносъемочное оборудование группа везла с собой из Москвы). Крым, по мнению Станислава Тарасова, универсален для кино: здесь есть и степи, и горы, и море, и озера - словом, широчайший выбор локаций. В последние два года уверенно растет количество российских проектов, которые реализуют на полуострове - это и художественные фильмы, и телесериалы, клипы и реклама. Раньше снимать здесь было достаточно дорого - нужно было везти аппаратуру через границу, решать вопросы с таможенным оформлением или же арендовать местную по драконовским ценам (фактически, работать с монополистами на рынке). После того, как проблема с границей в 2014 году отпала, многие столичные кинокомпании открыли филиалы в новом российском регионе, обеспечив конкуренцию. После воссоединения вернулись домой и некоторые столичные профессионалы - выходцы из Крыма.
- В Севастополе очень благодарная массовка, - говорит художник по костюмам Владимир Никифоров. - Я много здесь работал: и "Орлеан" снимали, и "Севастопольские рассказы", и "Анну Каренину", почти 40 фильмов.
Вместе с коллегой по цеху Александрой Андреевой они "одели" пять составов разных команд: вязали гетры для футболистов, нашивали логотипы "ЦСКА", "Динамо", "Спартака", "Трактора", шили вратарские перчатки для Яшина.
- Использованы все мощности "Мосфильма", - говорит Александра Андреева. - Здесь огромный костюмерный склад, сохранилось много одежды той эпохи. Но мы шили всю футбольную форму, даже кожаные бутсы.
- Люди одежду свою приносят, представляете? - с гордостью подтверждает высокую квалификацию любительской крымской массовки Станислав Тарасов. - Снимаем 60-е - массовка приходит со своей одеждой. Ни в одном городе России такого нет!
В Севастополе идут съемки исторического восьмисерийного фильма "Неуловимые". Действие картины происходит в 1958 году. Главный герой - великий советский скрипач Давид Ойстрах получает на свое 60-летие в подарок от бельгийской королевы скрипку Страдивари, которую хочет украсть группа злоумышленников. В главных ролях: Оксана Фандера, Сергей Газаров и Александр Лыков. Режиссер - Владимир Виноградов. Фильм покажут на НТВ уже в следующем году.
А в окрестностях села Золотое Ленинского района Крыма проходят съемки фильма "Золотая Орда" по заказу "Первого канала". Этот 16-серийный проект уже окрестили российским ответом "Игре престолов". В степях Керченского полуострова снимают "монгольскую" натурную часть фильма. Бюджет проекта - около 400 миллионов рублей. Премьера - во второй половине 2017 года. Режиссер фильма - Тимур Алпатов. В главных ролях: Александр Устюгов, Светлана Колпакова и Юлия Пересильд.
О Великом шелковом пути расскажет вторая часть документального цикла "Тайны времени" телеканала "Мир" - съемки ведут в Судаке, в Генуэзской крепости.
Документальный фильм о строительстве моста через Керченский пролив заказало Министерство культуры России (бюджет проекта - 3 миллиона рублей).
Кстати
На знаменитой Ялтинской киностудии за два с половиной года приступить к киносъемкам так и не смогли. Лишь в августе решение о ее национализации было принято окончательно. В связи с этим режиссер Никита Михалков пообещал представить проект возрождения студии комиссии правительства РФ до конца 2016 года.
- В Крыму есть любая натура - море, горы, степи, - говорит он. - В Ялту режиссерам можно будет привозить только свою творческую съемочную группу. Можно отправлять отсюда готовую картину и производить перезапись и постпродакшн в Москве на прекрасных студиях, где это сделать проще.
По мнению Михалкова, съемки 15 художественных фильмов в год позволят достичь самоокупаемости, но прежде нужно найти инвестора, чтобы обновить инфраструктуру и оборудование киностудии.