Новости

18.10.2016 15:40
Рубрика: "Родина"

Подстаканник

Уже третье столетие без него невозможно представить задушевное чаепитие в вагонном купе
КСТАТИ
Вот он, легендарный символ Российской железной дороги! Фото: wikimedia.org/commons Вот он, легендарный символ Российской железной дороги! Фото: wikimedia.org/commons
Вот он, легендарный символ Российской железной дороги! Фото: wikimedia.org/commons

Память о Сергее Витте

В конце ХIХ века чуть ли не треть прибыли "Товарищества латунного и медно-прокатного заводов А. Кольчугина" во Владимирской губернии давал цех производства посуды. И прежде всего его фирменная продукция - подстаканник. Но кто бы вспомнил сегодня об этом, если бы не министр путей сообщения Российской империи Сергей Юльевич Витте?

Именно в его недолгую бытность министром (1892 г). подстаканник появился на железной дороге. И уже третье столетие является ее незаменимым атрибутом и символом.

Листаю советский "Альбом-каталог посуды и столовых приборов" Кольчугинского завода. Глаза разбегаются: 69 наименований, есть даже вилки для шпрот, устриц и раков. Но гвоздь производственной программы - все тот же металлический подстаканник за 2 рубля 59 копеек.

- Наши подстаканники и сегодня на прилавках не залеживаются, - возвращает меня в ХХI век председатель совета ветеранов ЗАО "Кольчугинский завод цветных металлов" Валентина Карпова. - Правда, больше как сувениры. Все же теперь, куда ни приди, пьют чай из чашек. Жесткую конкуренцию с фарфором, фаянсом и стеклом этот металлический столовый прибор выдержал только на железной дороге.


70 операций на одного

Кто из нас не пил "железнодорожный" чай из стаканов в подстаканниках - не оттого ли он казался вкуснее обычного! Он и сегодня остается таким. Ведь кольчугинцы продолжают выполнять заказы и для поездов, и для вокзалов. Только в уходящем году на железную дорогу отправлено пять с половиной тысяч подстаканников!

И каждый - произведение искусства.

- Самый массовый подстаканник делаем из латуни, - рассказывает начальник цеха товаров народного потребления Виктор Горячев. - Он покрывается никелем, на который наносится декоративное чернение. Есть подстаканник медный с латунным покрытием, есть латунный посеребренный... Самый дорогой - серебряный с позолотой.

Беру его в руку. Немудреный, кажется, столовый прибор: корпус, поддон да ручка. Но чтобы изготовить подстаканник, требуется выполнить 70 операций! Вырубить из цветного металла пластину (самая известная - "русский мельхиор", с окошками) отчеканить рисунок, спрессовать поддон и корпус, вручную припаять ручку, провести травление, гальванику...

Недавно здесь выпустили подстаканник для охотников, но рыбаки возмутились: "Почему про нас забыли?!" Картинку для рыбацкого подстаканника выбирали на внутризаводском референдуме, разослав варианты по электронной почте...


"Сапсан" и птица-тройка

Технологии кольчугинцев со времен Сергея Витте, конечно, кардинально изменились. Но главное осталось неизменным: отношение к главному заводскому детищу. В прошлом году в цехе появился компьютерщик. Встал вопрос о сокращении двух граверов, которые вручную расписывали каждый подстаканник. Но не тут-то было! Когда к 145-летию завода (оно отмечалось в этом году), гравер Анатолий Алешин разработал специальную пластину с птицей-тройкой и бубенцами, то оказалось: мелкие детали, изготовленные на компьютере, становятся обычной жестянкой. Подстаканник теряет душу...

И граверов решили сохранить.

- Смотрите, даже гвоздики видны на подковах! - с нескрываемой гордостью комментирует Виктор Горячев.

Что за птица-тройка! Она под стать стремительному "Сапсану", который тоже взял на вооружение кольчугинские подстаканники Витте...

В роскошном вагоне-баре поезда "Золотой Орел - Транссибирский экспресс" в ходу все те же подстаканники. / РИА Новости

Почему прижился массивный подстаканник на железной дороге? Все предельно просто. Благодаря ему стакан, наполненный горячим чаем, сохранял устойчивость во время вагонной тряски.