Вопреки современно звучащему названию "Гоблин" - балет с историей. Написал его эстонский композитор-симфонист Эдуард Тубин, в 1944 уехавший в Швецию, автор основанного на эстонском фольклоре либретто его жена, балерина Эльфриде Саарик. Премьера этого балета в двух действиях прошла в Эстонской национальной опере год назад в постановке Марины Кеслер, и она постаралась сделать старую сказку чем-то вроде притчи для современного зрителя. Удалось не во всем, но обаяние у спектакля есть.
Сюжет народная смесь "Фауста" и рассказов о продавших душу скупых богачах. Гоблин в этом случае - не кошмарный герой блокбастера, а бодрый домовой в кудрявом парике из елочной мишуры (Энеко Аморос). Он служит своему статному хозяину-фермеру (Евгений Гриб), а тот всеми способами желает разбогатеть. Он даже готов разрушить счастье дочери, выбравшей в женихи простого парня (Марика Муисте-Денис Климук): трогательное объяснение парочки и их общая с друзьями пляска выглядят как милая эстонская полька с народного гулянья.
Конечно, добро победит, бедолага Гоблин погибнет. До обещанных в анонсе острых вопросов об обществе потребления балет не допрыгнет, но поучительная притча получится. Ведь в ней сюжет с налетом фольклора мирно уживается с маппингом и видео, модернистский арт-объект (декорации Мадис Нурмс) оборачивается фермерским домом и дьявольским чертогом. А самое главное - "Гоблина" очень поддержит оркестр Эстонской национальной оперы под водительством Велло Пяхна, внятный, слаженный, очень достойно звучащий, что для балетных гастролей не только большая редкость, даже исключение из правил. В партитуре почудятся и Сибелиус, и Нильсен, и просто неизбежный в этом случае Эдвард Григ.
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"