"Это всего лишь конец света": очередная хипстерская исповедь Долана
Фильмы Долана не сказать что отличаются разнообразием. В основном это драмы о том, как лирический герой курит и страдает от своей гомосексуальности и вытекающих из нее проблем: несчастной любви, непонимания и так далее. Бывают, конечно, и исключения, например, "Том на ферме", внезапно обделенный фестивальными цацками, и снятая в квадратном Instagram-формате "Мамочка".
В "Это всего лишь конец света" Долан как будто возвращается к излюбленной теме, в то же время всем своим видом показывая, что он стал взрослее. Центральный персонаж - 34-летний писатель (самому режиссеру сейчас 27), который, узнав о скорой смерти, после долгих лет отсутствия возвращается в родную деревню повидаться с родными. И с порога погружается в атмосферу скрытой враждебности и неуюта, подчеркиваемую кошмарным засилием крупных планов, а также тем фактом, что слова вставить ему никто до самого конца не даст.
Пространство постепенно уплотняется и электризуется непрестанными сотрясениями воздуха. Старший брат, младшая сестра и мать по очереди выливают на бедолагу потоки речевой диареи, обвиняя его и друг друга в чем попало, и никто (почти) так и не поймет, зачем он вообще приезжал. Зато намеками можно догадаться, что явилось причиной бегства много лет назад. Метафорическое восхождение на Голгофу прерывается плясками под "Нуманумаей" и музыкальными вставками, наполненными нежной ностальгией, а венчается еще одной метафорой, самого наипошлейшего толка.
За "Конец света" Ксавье получил вторую по значимости награду Каннского фестиваля, упрочившись в звании эталонного кинохипстера. Вопросы отсюда произрастают следующие: кому эта затянувшаяся шутка надоест быстрее? И перестанет ли Долан снимать немощные глянцевые драмы для экзальтированной молодежи в узких джинсиках раньше, чем члены жюри фестивалей прекратят считать, что одаривать их призами - это смешно? Исходя из плодовитости Долана, можно предположить: узнать мы это сможем уже скоро. Или, если исходить из очевидной упертости обеих сторон, никогда.
2.5