издается с 1879Купить журнал

Вагон для двоих

В Российском государственном архиве кинофотодокументов хранятся уникальные снимки поездки великих князей по Транссибу во время Русско-японской войны

Регулярное движение по Транссибу, еще не сомкнувшемуся на Амуре, началось уже в 1903 году. Этим не преминули воспользоваться великокняжеские представители династии Романовых.

Российский государственный архив кинофотодокументов имеет на хранении четыре альбома, посвященных пребыванию великих князей на Дальнем Востоке. В них и небольшое количество снимков, связанных с Транссибом: альбомы N 346 и 347 "Поездка великого князя Бориса Владимировича на Русско-японскую войну", альбом N 591 "Поездка великих князей Бориса Владимировича и Кирилла Владимировича на Дальний Восток" и альбом N 1056 "Путешествия великого князя Бориса Владимировича в 1901-1902 гг. и его поездка на Дальний Восток во время Русско-японской войны".

Великие князья Борис Владимирович (слева) и Кирилл Владимирович на перроне по дороге в Харбин. 1904 г. Фотограф не установлен.  / РГАКФД

Их содержание перекликается. Альбом N 346, самый объемный (около 400 снимков), посвящен событиям 1904 г. в Порт-Артуре, Дальнем, Ляояне. Много групповых фотографий с участием Бориса Владимировича, красивых панорамных видов городов. Немало снимков, посвященных походной жизни великого князя и его окружения, этнографические сюжеты. И лишь около двадцати фотографий посвящены быту и видам некоторых участков Транссибирской магистрали (Хинганская "петля", тоннель).

Интерьер вагона великого князя Бориса Владимировича. В зеркале - отражение великого князя. 1904 г. Фотограф не установлен.  / РГАКФД

В альбом N 347 небольшое разнообразие вносят фотографии, касающиеся России, - Челябинск, Иркутск, порт Байкал.

Альбом N 591 выделяется снимками великих князей Кирилла Владимировича и Бориса Владимировича по дороге в Ляоян (уже после взрыва "Петропавловска"), сюжетами походной жизни Бориса Владимировича.

Хинганская "петля" и вход в тоннель. 1904 г. Фотограф не установлен.  / РГАКФД

Интересно, что во всех альбомах есть снимки вагона, в котором ехал Борис Владимирович, но нет ни одного, где поезд был бы снят целиком. (Среди военных историков есть мнение, что Борис Владимирович и Кирилл Владимирович в 1904-1905х гг. вряд ли имели свой поезд, скорее были только личные вагоны. Личные поезда у них появились во время Первой мировой войны.) В этом контексте выделяется снимок интерьера в вагоне Бориса Владимировича (сн. 53), к сожалению, неважного качества: съемка в неподготовленном для этого помещении была тогда сопряжена с определенными трудностями. Есть в альбомах и любопытные снимки (ал. 346, сн. 339 и ал. 591, сн. 55) так называемого балкона-столовой и "доброй" палатки - навеса над поездом. Если в первом случае назначение понятно, то во втором можно сколько угодно фантазировать о применении данного сооружения.

Великий князь Борис Владимирович возле поезда. 1904 г. Фотограф не установлен.  / РГАКФД

Что касается авторов снимков, то этот вопрос до сих пор открыт. Зная, что великие князья были большими любителями фотографии, можно предположить, что какие-то из снимков сделаны ими лично (возможно, немалая часть). Нет ответа и на самый интересный вопрос: как долго великие князья добирались из Ляояна в Санкт-Петербург, если сейчас поезд Москва - Владивосток идет чуть более 6 суток, а Москва - Пекин лишь на сутки дольше?

Всадники у поезда. На втором плане балкон-столовая и "добрая" палатка - навес над поездом великого князя Бориса Владимировича. 1904 г. Фотограф не установлен.  / РГАКФД