Принимая в 2010 году Государственную программу вооружений на 2011-2020 гг. (ГПВ-2020), руководство страны стремилось не только обновить застрявшую на технологическом уровне 1980-х годов армию, но и решить ряд экономических задач. Крупные оборонные заказы позволили предприятиям ОПК привлечь необходимые для своего развития средства. Окрепнув, они должны были нарастить объемы гражданского производства, пройти IPO и стать локомотивами экономики. В широком смысле ГПВ-2020 - глобальный инвестиционный проект, перераспределяющий преимущественно сырьевые доходы страны в пользу обрабатывающей промышленности. Вместо узкой группы бенефициаров нефтегазовой ренты и сотрудников добывающей отрасли получить свою долю доходов от экспорта углеводородов смогли миллионы работников предприятий машиностроения, химпрома, металлургии.
Альтернативами "оборонки" для перераспределения доходов были инфраструктурные проекты или инвестиции в "человеческий капитал" - здравоохранение, образование и социальные выплаты. Преимуществами ОПК стали очень высокие наукоемкость и степень национальной локализации продукции. Тактические ошибки неизбежны, но решение "сыграть от обороны" сегодня ошибочным не выглядит.
То, что плановых показателей ГПВ-2020 достичь не удастся, - следствие изначальной излишней оптимистичности программы, резкого падения цен на нефть и введения санкций западных стран. Если бы российское руководство вместо "оборонки" сделало ставку на другие варианты, то столкнулось бы ровно с теми же проблемами.
Теперь, когда в результате вызванного в основном внешними причинами кризиса сократились доходная часть бюджета и возможности финансировать ГПВ, резко сократить оборонные расходы нельзя. Уже проведена огромная работа, созданы холдинги, технически перевооружены предприятия, переобучен персонал. Вышли на серийное производство или завершают госиспытания передовые образцы вооружения (многоцелевые истребители пятого поколения (ПАК ФА), танки на платформе "Армата", системы радиоэлектронной борьбы). Для этого компании машиностроения привлекали заемный капитал у банков под госгарантии.
И предприятия, и банки исходили из того, что гособоронзаказ будет поддерживаться на заложенном госпрограммой или близком к нему уровне. Резко сократив военные расходы, Россия не получит с вложенных сотен миллиардов ни современных вооружений, ни эффективно работающего машиностроения. Более того, этот шаг ставит под вопрос будущее компаний ОПК и чреват кризисом неплатежей, банковским кризисом и социальными потрясениями. Похожий путь страна уже прошла в 1990-е, поэтому принятое решение осторожно сократить военные расходы выглядит наиболее разумным.
Чтобы предприятия ОПК спокойно воспринимали сокращение гособоронзаказа, необходимо развивать экспортное направление. Продажа вооружений всегда была выгодна России, а в условиях девальвации рубля может стать важнейшей частью пополнения бюджета. Геополитическая обстановка этому способствует: в ходе антитеррористической операции в Сирии наилучшим образом проявили себя российское высокоточное оружие, авиация и бронетехника. Именно экспорт может и должен помочь оборонке выходить на позитивные показатели. Для примера возьмем одну из ведущих компаний отрасли, основного производителя тяжелой бронетехники, НПК "Уралвагонзавод" (УВЗ), который испытывал проблемы с банковской задолженностью, прежде всего перед Альфа-Банком.
Такая ситуация сложилась по множеству причин. Корпорация и ее дочерние компании активно прибегали к заимствованиям в ходе создания тяжелой бронетехники на платформе "Армата", артиллерийской установки "Коалиция-СВ" и в гражданской сфере. В 2014 году УВЗ был включен в санкционный список США, что затруднило привлечение кредитов. Из-за санкций были заморожены совместные проекты с американским Caterpillar и канадским Bombardier. От скачка курса валют пострадали программы модернизации производства. Падение цен на нефть сказалось на ключевом гражданском бизнесе - производстве железнодорожных вагонов и цистерн.
Разрешить сложную ситуацию удалось комбинацией мер. С помощью госгарантий УВЗ реструктуризировал долги, вышел мировым соглашением из ситуации с Альфа-Банком, сменив его на Газпромбанк. При этом надо понимать, что госгарантии - это не бюджетные деньги, а поручительство собственника по возврату долгов, то есть мера вполне себе рыночная. В сентябре минобороны заключило первый контракт на поставку свыше 100 танков "Армата". Все эти действия вместе с оживлением на рынке железнодорожной техники позволяют рассчитывать на финансовое оздоровление одной из ключевых промышленных компаний страны.
Но главное - наращивание экспорта. "Уралвагонзавод" активно продвигает не только танки, огневые системы и артустановки, но и услуги по модернизации, сервисному обслуживанию, обучению экипажей. Здесь стоит отметить мудрость минобороны, которое передало концерну бронетанковые заводы, тем самым нарастив "экспортноемкую" компетенцию. Ходят разговоры и о том, что по образу Объединенной авиастроительной корпорации и Объединенной судостроительной корпорации на базе УВЗ создадут бронетанковую корпорацию, передав еще ряд активов. Благо успешный опыт работы с "токсичными" активами у них есть.
Все это показывает, что потраченные на ОПК средства не только превратили российскую армию в одну из самых мощных и современных, но могут вернуться в казну валютой с экспортных заказов. Последний пример с поставкой в Индию систем С-400 тому подтверждение. Рассчитывать же на общее оздоровление экономики позволяет новый трехлетний бюджет, довольно жесткий, монетаристский, но в то же время не ставящий крест на огромных многолетних усилиях промышленников по реорганизации отрасли, модернизации производства и запуске в серию новых образцов техники.