Временем невыученных уроков назвал период, прошедший с кровавых революций XX века, журналист Рубен Сергеев-Ибаррури. Внук испанской коммунистки Долорес Ибаррури и сын легендарного Артема соединил в своей родословной историю обеих гражданских войн. Один из уроков, который только предстоит нам усвоить, это опыт диалога и примирения. По мнению директора РГАСПИ Андрея Сорокина, именно Испания с ее Долиной павших и общей надписью над захоронениями франкистов и республиканцев "Они любили Испанию" подала миру пример консенсуса. И такое состояние исторической памяти для российского общества пока выглядит неосуществимым. Впрочем, это хотя и очень компетентный, но взгляд со стороны. Директор Института Сервантеса в Москве Абель Мурсия Сориано считает, что "прошлое - лучший учебник", и надеется, что испанский опыт станет "не опытом гражданской войны, а опытом свободного диалога" последователей всех ее участников. Но вздыхает: "Пока это только мечты". Испанского гостя поддержала историк из Института всеобщей истории РАН Екатерина Гранцева, которая привела неизвестные широкой публике факты о том, что памятник в Долине павших, установленный Франко, не был воспринят республиканцами как знак примирения. Только в 70-е годы прошлого века, уже после смерти диктатора, в испанском обществе начал выстраиваться трудный диалог, и путь "избавления от стереотипов", убеждена исследователь, стране еще предстоит пройти.
Исторические противопоставления типа "жертвы и преступники", "герои и негодяи" в контексте гражданских войн неприемлемы, считает директор Германского исторического института в Москве Николаус Катцер. Такие оппонирующие пары, как, скажем, "красные и белые", лишь мифы о революции 1917-го. И их создано, по мнению немецкого ученого, колоссальное количество. У нашей исторической памяти о Гражданской войне "разрозненный ландшафт". А нужен строго научный подход к своему прошлому.
Объективности в оценках поможет открытость в документах и выставки, подобные той, что открылась вчера в РГАСПИ. К слову, директор московского Института Сервантеса вспомнил, какое впечатление произвела на него готовящаяся экспозиция "Потому что Дон Кихот испанец": "Команда архива приготовила огромный стол, где было разложено невероятное количество документов, писем, телеграмм с пометками известным историкам почерком. На русском, испанском, каталонском языках. Мне сложно описать то чувство, которое возникает, когда ты берешь исторический документ мировой значимости с названием города, где ты родился..."