В Новосибирской воспитательной колонии прошел конкурс рэперов

16-летний Александр Зонов нарисовал в моем блокноте свой фирменный знак-псевдоним рэп-музыканта. Этот автограф я, пожалуй, сохраню. У парня есть мечта: "Я иду по улице и слышу, как из какой-нибудь машины играет моя песня". Он настолько убедителен, рисуя словами эту картинку, что ее как будто вижу и я. Возможно, мечта сбудется.

Правда, музыкальный альбом Зонова - 16 треков! - пока существует только на бумаге. И с прогулкой по улице тоже проблемы - ближайшие несколько лет рэпер проведет в Новосибирской воспитательной колонии. Год назад он чуть не стал убийцей - в драке с 26-летним врагом не на жизнь, а насмерть. Теперь приходится писать стихи про любовь ("мой стиль - лирика") за колючей проволокой. Но, как давно замечено, всюду жизнь: до того, как загреметь в колонию, Александр видел поединки рэперов (баттлы) в родном Омске - оказалось, что-то похожее возможно и здесь.

Теперь Новосибирская воспитательная колония может претендовать на звание самой модной и продвинутой в стране - здесь состоялся конкурс рэперов. На такой эксперимент администрация и Попечительский совет согласились не без опасений - все ж таки рэп называют "музыкой протеста" и мало ли о чем запоют-зачитают эти уже пережившие многое юнцы? Может, лучше без импровизаций, строем пройтись, да под хоровое исполнение "У солдата выходной!"?.. Но решились.

- Мы тут постоянно, и что уже только не придумывали, - рассказала "РГ" председатель Попечительского совета воспитательной колонии Надежда Лобанова, директор ДК имени Октябрьской революции. - От концертов до флешмобов. Патриотические песни пели, спектакли ставили, "Яблочко" танцевали. А рэп - это сами мальчишки предложили, говорят: нам интересно. Ну раз интересно - давайте рэп!

Взялись за современное искусство серьезно. Тюремную романтику, с которой кое-кто из воспитанников пытался пробиться на сцену, отсекли еще на отборочных этапах - ни к чему это. Кстати, сцена школьная - особо не развернешься. "Нам бы клуб отремонтировать", - вздыхает начальник воспитательного отдела Марина Балако, которая здесь освоила уже практически все от нот до стенгазет.

Кое-какие сокровища у музыкантов в колонии уже есть - благодаря гранту мэрии Новосибирска появился профессиональный микшерский пульт, микрофоны, компьютер. Может, и клуб какой-нибудь меценат - ценитель хип-хопа - отстроит заново, и там начнет давать концерты рэперская группа "АИД", в которую решили объединиться звезды Новосибирской воспитательной колонии.

- А - это Александр, И - Иван, Д - Данила, - раскрывает секрет названия Зонов. - Получается АИД, это древнегреческий бог подземного царства, для нас вполне подходит, есть смысл.

Не исключено, что заниматься с "детьми подземелья" будет на общественных началах новосибирский рэпер Данила Вострецов. Выпускника колледжа культуры и искусств в колонию привезли как профессионала и почетного члена жюри - и подростки намертво прилипли к музыканту, обсуждая дикцию, бит и прочие их штучки. В итоге он пообещал приезжать сюда регулярно. "Тут знаешь как слово надо держать?" - подшучивала над Вострецовым Надежда Лобанова, которая к концу конкурса так воодушевилась, что освоила характерный жест рукой и пообещала слегка оторопевшим рэперам записать вместе с ними песню в этом стиле. Вострецов, неожиданно взявший на себя такую нагрузку, серьезно кивал.

- Понятно, что многие участники конкурса занимались всего-то недели две, но в целом все получилось, - говорит Данила Вострецов. - Тренироваться нужно, а способности у них есть. И голоса есть хорошие - заметили?

Кстати, из восьми произведений конкурсной программы (Денис Райдер, Тони Раут, Гамора, Каспийский груз, Homie - вот кого читают рэперы за решеткой) три авторских. Два про маму, про любимую девушку "Тебе, тебе" безусловного победителя Зонова. А Вячеслав Южанин представил собственное произведение "Ночь под битом". И это было самое "протестное" из выступлений юных осужденных: "Почитайте ваши комменты, вы не люди, вы звери"...

Если кто-то предположит, что рэперы на школьной сцене в колонии - это детский утренник, то это будет огромной ошибкой. Не беда, что подходящей одежды не нашлось почти ни у кого из исполнителей и им пришлось выходить на сцену в деловых костюмах и галстуках. Несмотря ни на что, запертая, сжатая в комок и вдруг получившая возможность вырваться молодая энергия била зрителей наотмашь. Сидящая рядом со мной молодая женщина - у нее сын такого же возраста, как эти рэперы - начала смахивать слезы в самом начале репетиций. И проплакала до конца концерта.

"Мама! Меня оставил в поле отряд!" - это "Баллада о смерти солдата" питерского автора Тони Раута. И сибиряк Костя Карасев в колонии прочел ее так, что трясло не только его, но и весь зал (несколько десятков парней в зеленых бушлатах), и жюри. Трудно представить, что с такой же беспредельной отдачей этот парень мог бы спеть что-то, написанное когда-то для других поколений. И если сегодня лечит юные души именно рэп, значит, процитируем Надежду Лобанову, "давайте рэп".

P.S.

Среди кумиров рэп-движения Новосибирской воспитательной колонии не только уже перечисленные авторы исполненных композиций, но и Гарри Топор, и Оксимирон (Oxxxymiron). Последний, как выяснилось, был в Новосибирске с концертом примерно в то же время, когда в колонии соревновались его поклонники. Жаль, не знал и потому, наверное, не заехал. Но если что, как говорится, милости просим с благотворительным выступлением. Аудитория ждет.

Между тем

Как рассказал "РГ" начальник Новосибирской воспитательной колонии Константин Кузьмин, сейчас в его учреждении 150 осужденных. Еще недавно их было в три раза меньше, но с некоторых пор в Новосибирск привозят несовершеннолетних преступников и из других регионов Сибири. Большинство из неблагополучных семей. И хотя местный батюшка убеждает их, что винить им в своих грехах нужно только себя, не перекладывая ответственность на других, они не забывают обиды. И прощают нас, взрослых, с большим трудом. Вот стихи Александра Зонова - он припомнил их первыми, когда я попросила его прочесть что-то свое:

Несчастливое детство -

Это когда ты просыпаешься не от поцелуя в щечку и приятного голоса мамы:

"Сынок, вставай".

А от того, что где-то там на кухне

Отец кричит: "Давай наливай!"