17.11.2016 01:19
    Поделиться

    Сериал канала "Россия 1" создали по реальным событиям

    Банда "Черная кошка" из культового советского фильма "Место встречи изменить нельзя" действительно существовала. Более того, по некоторым сведениям, в одной только Москве в разные годы орудовали шесть "Черных кошек", а по всему Союзу счет шел уже на тысячи.

    Но мало кто знает, что настоящая банда не только не имела ничего общего с образом, созданным братьями Вайнерами, но даже не была связана с уголовным миром… Их называли по-разному: "банда Митина", "Красногорские оборотни", "Черная кошка". Бандиты "вышли" на улицы Москвы прямо с Доски почета оборонного завода Красногорска: молодые парни - спортсмены, комсомольцы, ударники труда. Но это днем. А ночью они совершали дерзкие налеты, грабежи и убийства, несколько лет державшие в страхе всю страну.

    Телесериал "Черная кошка", который идет на канале "Россия 1", основан на реальных событиях. Прототипом главного героя Виктора Каратова (его роль в фильме исполняет Игорь Петренко), так же как и Шарапова в фильме Говорухина, стал знаменитый сыщик угро Владимир Арапов. Именно он в 50-х арестовал банду "Черная кошка", на счету которой было 11 убийств и 28 ограблений, а позднее возглавил "убойный" отдел МУРа. Начальника и учителя, а позднее и друга Каратова, майора МУРа Льва Шеина сыграл актер Константин Лавроненко. Обозреватель "РГ" задала ему, исполнителю одной из главных ролей, несколько вопросов.    

    Константин, когда речь идет о сериалах с вашим участием, прежде всего, вспоминается "Ликвидация", затем - "Исаев". В "Ликвидации" вы играете преступника, а в "Черной кошке" - следователя. По какую "сторону баррикад" для вас органичнее быть?  

    Константин Лавроненко: Понимаю ваш вопрос, но сама его постановка не очень точна. Потому что мы пытаемся все-таки быть живыми людьми - в чем-то хорошими, в чем-то плохими, и найти то, как именно наши персонажи отзываются в нас. Потому что нужно быть и на экране живыми, а не теми, к кому можно приклеить ярлыки: вот это бандит, а это герой. Я уже не говорю о том, что, в принципе, пытаешься выбирать сценарии или принимать участие в таких проектах, где есть возможность себя помучить, что-то новое в себе найти. Не обязательно хорошее или нет, разное.

    В каждом человеке есть все качества, но никто же себя не называет плохим. Мы все хорошие, однако, если покопаться в себе, то можно найти и не очень приятные вещи. И реально в жизни мы кому-то нравимся, кому-то - нет. Поэтому, если персонаж написан не плоско, а объемно, если пытается найти ответы на вечные вопросы, которые в обычной  жизни волнуют всех, а именно - добро, зло, смерть, любовь - он уже интересен.  

    Что вас привлекло в вашем герое, следователе Шеине? Может быть, вы засматривались "Место встречи изменить нельзя" или зачитывались книжкой братьев Вайнеров?

    Константин Лавроненко: Я бы не хотел сравнивать. Особенно фильмы. Просто название общее - "Черная кошка", а так у нас все абсолютно другое, включая и главных героев. Их объединяет только одно - послевоенное время и бандитизм, который тогда процветал. Что касается майора Шеина, то в фильме показаны не только его принципиальные взгляды на то, кто такие бандиты, что это за нелюди, и как с ними бороться. У него есть своя личная драматическая линия и история взаимоотношений с женой. Она составляет одну из сюжетных основ в фильме и придает моему персонажу и глубину, и объем. Убеждения Шеина заключаются в том, что зло надо искоренять, и иногда можно прибегать к абсолютно жестким методам.

    Конечно, он в чем-то жесткий человек, и вот эта его непримиримость определяет и  поступки в личной жизни. Наверное, он совершал или совершает ошибки - с какой точки зрения посмотреть. Но он пытается понимать и самого себя - что же такое происходит и почему. В фильме есть переплетение и личных мотивов, и криминальных историй. И в этом - его сильная сторона.  

    На Одесской киностудии недавно открыли музей. И там прямо во дворе стоит машина, на которой разъезжали в фильме муровцы, ловили банду "Черная кошка". Как вживаться в то время, когда сейчас можно с компьютерами ловить преступника?

    Константин Лавроненко: Вся группа, а также художники и по гриму, и по костюмам старались быть правдивыми в том, чтобы достоверно передать эпоху. В костюмах и деталях, декорациях и интерьерах, машинах и оружии. Во всем.    

    Мне интересны ваши актерские ощущения. Допустим, как держать в руках пистолет того времени?

    Константин Лавроненко: Дело в том, что мне уже не раз приходилось носить такие костюмы, и водить такие старые машины, и стрелять из разного оружия того времени. Так что не было такого трепета и вопросов: как же с ним обращаться? Но должен сказать, что все равно происходит очень тщательный отбор, когда ищем образ. Потому что одному идет пиджак, другому - куртка. Одному - кепка, другому - фуражка или вообще ничего. От туфель до усов - профессионалы ко всему подходят грамотно. И в нашей команде были люди, которые отслеживали, выбирали каждую деталь.  

    Ваш партнер по фильму Игорь Петренко удивил зрителей в хорошем смысле, когда сыграл Шерлока Холмса. И здесь роль аналогичная...

    Константин Лавроненко: Партнеры у меня замечательные. Игорь Петренко, как мне кажется, продемонстрировал  точное попадание в своего Владимира Арапова. Тоже непримиримый. На площадке это чувствовалось - сталкивались принципиальность моего персонажа и его. Так что мы нащупали то, что нужно было для атмосферы нашего фильма. Во всяком случае, нам было интересно вдвоем. Работали скрупулезно, нам приходилось что-то менять. Не в глобальном смысле, но какие-то тесты, сюжеты, повороты, мизансцены. Находили решения вместе, и это  было замечательно.  

    А Катя Гусева?

    Константин Лавроненко: Она работала очень трогательно и точно. Это невозможно было не увидеть, не услышать, не оценить. Я не могу сказать обо всех актерах в фильме "Черная кошка" - говорю лишь о тех, с кем было много совместных сцен. И вот тут было абсолютно точное видение и персонажей, и истории. Надеюсь, что  зрители это и почувствовали, и увидели. Думаю, что их все-таки трогает человеческое, а остальное -  профессиональное - временное: оно сразу исчезает. Если актер по-человечески существует неубедительно, тогда  и вылезают какое-то недочеты. Если же зритель видит перед собой живых людей, чувствует загадку, это его притягивает. Когда он пытается разгадать не только сюжет, а самих персонажей как людей, тогда и все остальное становится на свои места.  

    Константин, вы получили награду, благодаря которой мы все гордимся вами. Приз Каннского фестиваля за лучшую мужскую роль. У нас в последние годы стали давать и на "Нике", и на "Золотом орле", и на Премии Ассоциации Продюсеров призы и за игру в сериалах. Как вы думаете, наши сериалы будут выходить на международный уровень и конкурировать там?

    Константин Лавроненко: Осторожно отношусь к любым прогнозам, и хорошим, и нехорошим. Зрители разные, что естественно. И мы очень часто с этим сталкиваемся. Один человек воспринимает фильм, спектакль, актера. Прямо боготворит. А другой не воспринимает напрочь. Сидят в зале 500 человек, и столько же мнений. Они могут совпадать или нет, но у каждого есть свое право.

    Смогут ли наши сериалы конкурировать? Пока не знаю. Нужно какое-то время. Здесь есть и объективная причина, но это уже другая огромная тема. Думаю, что не в скором времени мы могли бы быть достойно представлены на мировой арене.

    Где еще мы вас увидим, кроме "Черной кошки", в ближайшее время?

    Константин Лавроненко: 17 ноября - премьера фильма режиссера Сарика Андреасяна и продюсера Рубена Дишдишяна "Землетрясение". Эта картина совместного производства России и Армении выйдет в прокат с 1 декабря. Она расскажет о землетрясении в армянских Спитаке, Ленинакане и других городах. Моему герою Константину Бережному 45 лет. По стечению обстоятельств в тот самый день, когда произошло землетрясение, он возвращается к своей семье…  

    Поделиться