Начиная пост, надо помнить, что гастрономическая составляющая поста не может быть самоцелью. Подготовка нашей души к встрече родившегося Христа - вот задача Рождественского поста. А это значит, что все наши усилия - и пищевые ограничения, и отказ от развлечений, и целомудрие в интимных отношениях, и посещение богослужений в храме, и молитва, и исповедь, и участие в Таинстве Причастия, и добрые дела - все это должно быть посвящено грядущему празднику Рождества Христова.
1. Вопрос "что можно, а что нельзя есть в Рождественский пост?" задают чаще всего, начнем с него. Самое строгое ограничение - это правило монастырского устава. Цитирую его: "На трапезе разрешается пища с растительным маслом (кроме среды и пятницы), в субботние, воскресные и праздничные дни - рыба. Строгость поста усиливается в последнюю неделю перед Рождеством. В Сочельник (то есть 6 января) пища не вкушается до первой звезды". Еще раз подчеркну - это правило для монахов, и если я его и привожу здесь, то только для того, чтобы показать высшую планку, границу самоограничения, а не для того, чтобы мы все, невзирая на пол, возраст, состояние здоровья, физические и умственные нагрузки, восприняли эти рекомендации как руководство к действию. Миряне определяют строгость поста, советуясь с духовником, священником в храме, опираясь на здравый смысл. Вот что писал про пост отец русского старчества. Преподобный Паисий Величковский предостерегал нас от того, чтобы мы ослабляли себя чрезмерным постом, приводящем к бездеятельности тела. "Если плоть распаляется по молодости, то много должно воздерживаться; если же она немощна, то нужно довольно в сытость принимать пищу, не взирая на других подвижников, - много или мало кто поститься; смотри и рассуждай по своей немощи, сколько можешь вместить: каждому мера и внутренний учитель - своя совесть… Умеренный и разумный пост - основание и глава всем добродетелям. Если кто хочет иметь ум твердым от скверных помыслов, да утончает плоть постом… Пост, войдя в душу, убивает во глубине ее лежащий грех".
То есть мера поста конкретна для каждого человека, в зависимости от физического здоровья, возраста, пола, нагрузок, лежащих на верующем. Самый распространенный вариант пищевого ограничения для мирян - это отказ от мясной и молочной пищи, от алкоголя. Порой наша зацикленность на пищевой стороне поста может принимать нелепые формы - когда мы только и делаем, что прикидываем, было ли в съеденной булочке яйцо и сливочное масло. Или когда постная по составу пища при этом такая изысканная, лакомая и соблазнительная, что говорить о посте - явно лукавить. Минимальное внимание этой стороне жизни своего тела, как считают священники, самый правильный путь.
2. Касается пост и интимных отношений, в эти дни недопустима разнузданность и уместна сдержанность. Хотя в таком деликатном вопросе, как исполнение супружеских обязанностей, священники призывают руководствоваться принципами любви и уважения к чувствам и потребностям своей второй половины.
3. Надо помнить, что пост - это в первую очередь явление духовное. И если мы, ограничивая себя в еде и развлечениях, становимся злобными, агрессивными, раздражительными, готовы на осуждение других (не постящихся), превозносимся над окружающими, злословим и гневаемся, значит, что-то в нашем делании не так. Значит, пост формален. "Истинный пост - удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления, - учил святитель Василий Великий. - Вместе с телесным постом должен быть и душевный. При телесном посте чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла".
А святитель Иоанн Златоуст выразился еще жестче: "Какая нам будет польза от поста, если язык наш предается невоздержанию, питается пищею, сквернее мяса псов, делается кровожадным, извергает грязь?"
Казалось бы, чего проще? Но каждый, кто хоть раз пускался в этот путь - многодневный пост, замечал, как во время поста усиливаются так называемые искушения - соблазны, ситуации, подталкивающие нас ко греху. В обычный день легко и добрым быть, и от котлеты отказаться, но вот в пост, будто что-то на тебя находит: то осуждать начнешь кого-то с чего-то, то гневаешься, то ветчина в магазине начинает манить и мерещиться так, что кажется: "Если сейчас не съем, умру!" В чем тут дело? При любом телесном воздержании наше тело - "завеса нашей плоти", отделяющая нас от невидимого мира, утоньшается, мы становимся более восприимчивыми к духовному миру. И если сердце не очищается исповедью, не обращено к Господу постоянной молитвой, не участвует в Таинстве Причастия, не погружено в молитвенный настрой церковных богослужений, не готово отзывчиво откликаться на добрые дела, то, при соприкосновении с этим невидимым миром, оно оказывается незащищенным перед темными силами. "Если тело будет истончено постом, а душа не возделывается молитвой, чтением, смиренномудрием, тогда пост порождает многочисленные плевелы - душевные страсти высокоумия, тщеславия, презрения", - писал святитель Игнатий Брянчанинов. Поэтому, понятно, что пройти трудный путь многодневного поста без помощи Благодати Божьей невозможно. А помощь эту мы всегда можем получить в храме. И ход церковных богослужений Рождественского поста помогает нам войти и в праздник Рождества Христова и участвовать в великой духовной реальности пришествия Спасителя в наш мир.
Есть один, главный критерий того, правильно ли проходит твой пост. "Пост тогда сделается жертвой, приятной Богу, когда он будет украшен плодами любви" (преподобный Иоанн Кассиан Римлянин).