Мировой тур культового английского дуэта проходит с закономерным масштабом: еще в середине ноября Pet Shop Boys выступали в США, спев там и в Санкт-Петербурге (том самом, что назван в честь нашего, но находится в Филадельфии). А на этой неделе объявились уже и в Европе: Германии, Голландии. Скоро пожалуют и в Россию, больше десяти лет назад вдохновившую артистов на этапный саундтрек "Броненосец Потемкин" к одноименному фильму 1925 года режиссера Сергея Эйзенштейна. Причем в знак особого уважения этот диск они записывали под своими именами, а не под вывеской Pet Shop Boys (мол, никакого отношения к поп-музыке!) - с хором, оркестром, увлекательным и очень уважительным к русской истории действом. А шоу показывали и в Англии, и в Германии.
Нынешние гастроли Pet Shop Boys назвали уже просто: The Super Tour. Конечно же, над такой нескромностью впору поиронизировать. Но их очередной, тринадцатый студийный альбом Super и вправду очень хорош: это снова по-пижонски неунывающая и эпикурейская электронная музыка: мелодичная и танцевальная. Мягкий, участливый и комфортно-обволакивающий голос солиста Нила Теннанта, затейливые, романтично-задорные, сразу запоминающиеся, но не банальные и не примитивные мелодии клавишника Криса Лоу - кажется Pet Shop Boys поэтому всегда будут востребованы. А их слава ныне ничуть не меньше, чем в середине 80-х, когда они только начинали с позитивными, романтично-ритмичными хитами It s a Sin, Always on My Mind и West End Girl.
Может, иногда, на первых порах, дуэт и перебарщивал в томности и приторности интонаций. Но их продюсер "десятых" годов - не нуждающийся в рекомендациях Стюарт Прайс (он помогал и Мадонне, и The Killers, и New Order) - снова сработал очень основательно: где-то приглашал подпеть бэк-вокалисток, а порой и сам программировал дополнительные партии инструментов. Новый диск, в общем-то, получился и в самом деле - "Супер". Никаких показушных заламываний рук, все очень лирично, драматично, мелодично и хитово. Ну а песни The Pop Kids и Burn - очевидный реверанс и перезагрузка славной музыки "диско". А в Twenty-something различимы и уважительные отголоски традиций spacedisco.
В сет-листе - сразу 5 песен из нового альбома. Это значит, что и самим Pet Shop Boys новый диск очень нравится. Ведь в концертных турах все звезды обычно решаются петь только две-три премьеры. А дуэт исполнит три новинки уже в начальном блоке шоу, когда нужно сразу же завоевывать внимание публики. И это тоже доказательство уверенности Pet Shop Boys в новом материале.
Ну, а "на бис" дуэт обычно выдает свою классику - Always on My Mind, Domino Dancing и The Pop Kids.
Повесть Алексея Толстого воплотил на сцене молодой режиссер Илья Носоченко, он же автор инсценировки и художник спектакля.
Постановщику удалось невозможное: уложить объемную повесть в часовое действо, причем насытить его еще и массой сведений о быте красноармейцев, о жизни обывателей периода нэпа, домыслить историю Олечки Зотовой - это требует и глубокого погружения, и творческой дерзости. Носоченко и его артисты штудировали множество материалов - от мемуаров Буденного до воспоминаний о том, как перевоспитывали проституток в послереволюционном Петрограде.
И все же ощущение, что спектакль поставил очень молодой человек, хотя и с чрезвычайно пристальным взглядом в прошлое. Его "Гадюка" - игра даже не с мифами о гражданской войне, а с образами и картинками про нее. Иногда эта театральная игра поднимается до замечательных сценических метафор, от которых - мороз по коже. Но чаще плакатная вроде "окон РОСТА".
Перевести психологическую прозу Толстого на язык революционной пантомимы - а основная часть спектакля исполнена почти балетными сценами - дело сложное. Замедленные сцены стрельбы, почти бессловесные этюды эскадронного быта подкрепляются кадрами кавалерийских атак, проецируемых на задник сцены.
Все персонажи густонаселенного спектакля - в белом. Зачастую это напоминает исподнее: война, как и любовь, обнажает все. Нервы, характеры. И только всполохи красного то в занавесе, то в гусарском ментике командира как пульсация крови возвращают к трагедии происходящего.
Конец войне, и разбросанные на сцене подковы собирают в корзину - сырье в металлтрест. Между подковами брезгливо пробираются каблучки пишбарышень, работниц треста. Зотова среди них, колотит пишмашинку как пулеметчик. Зотову в спектакле травят не соседи по коммуналке, а "трудовой коллектив". И финал не по Толстому. После рокового выстрела у Зотовой была тюрьма, потом война, ссылка - скороговоркой. А вернулась в 1962 в родную Казань, на месте дома - кинотеатр. Идет комедия "Гусарская баллада". На экране счастливая пара: и на гусаре ментик, и смеется Шурочка Азарова... Только в ХХ веке у кавалерист-девиц совсем иные судьбы.
В парке Царицыно - ты как не в Москве. Большой дворец, замком высящийся над прудом, фигурный мост с башнями, баженовский Малый дворец с вензелем Екатерины II на фигурном парапете... Готический рыцарский пейзаж, да и только.
Именно Малый дворец и был выбран Сергеем Хачатуровым, куратором и доцентом истфака МГУ, для его размышлений о готике в современном искусстве. Размышления воплотились в выставке "Ожившая пьеса императрицы", в которой друг друга дополняют артефакты екатерининской эпохи и произведения современных российских художников.
"Чесменский дворец" - это пьеса, начатая Екатериной II, точнее, ее фрагменты, царственной рукой набросанные диалоги между... портретами императрицы Елизаветы и Александра Невского, Петра I, Людовика и им подобных. Она и стала основой выставки, определив ее название.
Античный жанр "диалогов в царстве мертвых", хорошо знакомый образованной царице, на стенах главного зала дворца воспроизведен в поп-артовских черно-белых, собранных из пластика и металла, сатирических портретах монарших особ. Так прочли их "высокие отношения", переходящие в пьесе в ругань (Фридрих в реплике на портрете смеется над бородой Александра Невского, тот чуть ли не мечом в ответ машет), Политов & Белова, пара художников, на все смотрящие с ухмылкой.
Под карикатурой на герцогиню Пармскую - лошадь из белого папье-маше, на которой герцогиня в пьесе собралась на бал. Скульптор Егор Плотников, прочтя пьесу, с полным на то основанием театрализовал и буквализировал исторический контекст. Петр II жалуется Анне I на Меншикова, растранжирившего деньги на его коронацию - и вот они, тут и там расставленные по залам белые гренадеры, освещавшие его коронацию факелами вместо люстр. Посреди зала - ширма цветов Георгиевской ленты, за которую заглядывает белый солдатик-инвалид, подслушивавший монаршие разговоры, обходишь ширму - и открывается широкая, на холсте, панорама, выписанное Евгенией Буравлевой Царицыно. Перед ним - лодка с Королем Неаполитанским, отпущенным Королевой поохотиться...
Выставка-перформанс открылась в канун новогодних каникул, и, по мысли Сергея Хачатурова, каждый сможет в ней выбрать свой праздник.
Одни зрители - у монитора слушают чтение пьесы актером "Гоголь-центра" Филом Авдеевым, детей не оторвать от солдатиков и "волшебного фонаря", любимой забавы XVIII века в инсталляции Политова & Беловой. А в образовательной программе выставки от доцента Хачатурова - лекции о русской готике, спектакли от Дмитрия Брусникина и "Гоголь-центра".
В истории русской литературы встречается немало писателей-мистиков с загадочной биографией. Один Гоголь чего стоит! Но обстоятельства жизни и творчества автора знаменитой "дьяволиады" Михаила Булгакова, чье 125-летие отмечается в этом году, выделяются даже на этом фоне. О сверхъестественных совпадениях и загадках в биографии писателя расскажут авторы документального фильма "Михаил Булгаков. Роман с тайной".
Есть множество непростых вопросов, связанных с жизнью и творческим путем автора "Мастера и Маргариты", "Белой гвардии", "Бега", "Собачьего сердца". Почему Булгакову, чтобы описать противоречия советской страны, потребовался именно дьявол? О чем говорили писатель со Сталиным по телефону в Страстную неделю? Как случилось, что "шинель" Гоголя теперь укрывает могилу Булгакова? И почему, хотя писатель умер в 1940 году, до сих пор есть стойкое ощущение, что живое присутствие его силы по-прежнему сохраняется?
Каковы бы ни были ответы на эти вопросы, участники документального фильма сходятся во мнении, что Булгаков каким-то непостижимым образом и после своего ухода из этого мира продолжает творить сюжеты. Вот, например, все помнят о знаменитой "нехорошей квартире" на Большой Садовой, 10, где когда-то Михаил Афанасьевич жил с первой женой Татьяной Николаевной и в которую потом "поселил" Воланда и его свиту. Сегодня в доме на Большой Садовой - музей. Даже два - один в той самой квартире, а второй, частный, - в другом подъезде. И вот со вторым и связана интересная история.
- Это частный музей под названием "Булгаковский дом", но в этой квартире Булгаков никогда в жизни не был. И вот они взяли несколько лет назад огромного кота, назвали Бегемотом, - рассказывает в документальном фильме литературовед Мариэтта Чудакова. - В первые же дни кот подошел к дверям и стал ждать, когда откроют дверь во двор. Дождался и, цокая когтями, пошел к соседнему подъезду, где наш музей. И дальше самое поразительное. Там ведь четыре этажа, не считая подвального. Так же, цокая когтями, кот прошел до пятого этажа и сел ждать, когда откроют дверь в нехорошую квартиру. Открыли. Вошел с видом хозяина, улегся у трюмо и на всех победно посмотрел. И стал таким образом приходить каждый день. Вечером его уносят экскурсоводы к хозяевам. И то еще отбивается. Как в финале романа, орет...
Какие еще истории связаны с нехорошей квартирой? Почему писатель оставил и первую, и вторую жену, и почему только "ведьма" Елена Сергеевна Шиловская стала его музой? Был ли Булгаков тем самым Мастером? Об этом и многом другом - в фильме.
В картине участвуют: театральный критик Марина Токарева, писатель, ректор Литературного института им. А.М. Горького Алексей Варламов, литературовед Мариэтта Чудакова, директор музея Михаила Булгакова Петр Мансилья-Круз.