Pet Shop Boys представят новый альбом Super

Pet Shop Boys. Презентация альбома Super. "ВТБ Ледовый дворец". Москва, 8 декабря, 20.00

Мировой тур культового английского дуэта проходит с закономерным масштабом: еще в середине ноября Pet Shop Boys выступали в США, спев там и в Санкт-Петербурге (том самом, что назван в честь нашего, но находится в Филадельфии). А на этой неделе объявились уже и в Европе: Германии, Голландии. Скоро пожалуют и в Россию, больше десяти лет назад вдохновившую артистов на этапный саундтрек "Броненосец Потемкин" к одноименному фильму 1925 года режиссера Сергея Эйзенштейна. Причем в знак особого уважения этот диск они записывали под своими именами, а не под вывеской Pet Shop Boys (мол, никакого отношения к поп-музыке!) - с хором, оркестром, увлекательным и очень уважительным к русской истории действом. А шоу показывали и в Англии, и в Германии.

Нынешние гастроли Pet Shop Boys назвали уже просто: The Super Tour. Конечно же, над такой нескромностью впору поиронизировать. Но их очередной, тринадцатый студийный альбом Super и вправду очень хорош: это снова по-пижонски неунывающая и эпикурейская электронная музыка: мелодичная и танцевальная. Мягкий, участливый и комфортно-обволакивающий голос солиста Нила Теннанта, затейливые, романтично-задорные, сразу запоминающиеся, но не банальные и не примитивные мелодии клавишника Криса Лоу - кажется Pet Shop Boys поэтому всегда будут востребованы. А их слава ныне ничуть не меньше, чем в середине 80-х, когда они только начинали с позитивными, романтично-ритмичными хитами It s a Sin, Always on My Mind и West End Girl.

Может, иногда, на первых порах, дуэт и перебарщивал в томности и приторности интонаций. Но их продюсер "десятых" годов - не нуждающийся в рекомендациях Стюарт Прайс (он помогал и Мадонне, и The Killers, и New Order) - снова сработал очень основательно: где-то приглашал подпеть бэк-вокалисток, а порой и сам программировал дополнительные партии инструментов. Новый диск, в общем-то, получился и в самом деле - "Супер". Никаких показушных заламываний рук, все очень лирично, драматично, мелодично и хитово. Ну а песни The Pop Kids и Burn - очевидный реверанс и перезагрузка славной музыки "диско". А в Twenty-something различимы и уважительные отголоски традиций spacedisco.

В сет-листе - сразу 5 песен из нового альбома. Это значит, что и самим Pet Shop Boys новый диск очень нравится. Ведь в концертных турах все звезды обычно решаются петь только две-три премьеры. А дуэт исполнит три новинки уже в начальном блоке шоу, когда нужно сразу же завоевывать внимание публики. И это тоже доказательство уверенности Pet Shop Boys в новом материале.

Ну, а "на бис" дуэт обычно выдает свою классику - Always on My Mind, Domino Dancing и The Pop Kids.

Петербургский театр представит спектакль по повести Алексея Толстого

"Гадюка", спектакль петербургского Театра юных зрителей им. Брянцева. Реж. Илья Носоченко, 21, 22 декабря, 10 января

Повесть Алексея Толстого воплотил на сцене молодой режиссер Илья Носоченко, он же автор инсценировки и художник спектакля.

Постановщику удалось невозможное: уложить объемную повесть в часовое действо, причем насытить его еще и массой сведений о быте красноармейцев, о жизни обывателей периода нэпа, домыслить историю Олечки Зотовой - это требует и глубокого погружения, и творческой дерзости. Носоченко и его артисты штудировали множество материалов - от мемуаров Буденного до воспоминаний о том, как перевоспитывали проституток в послереволюционном Петрограде.

И все же ощущение, что спектакль поставил очень молодой человек, хотя и с чрезвычайно пристальным взглядом в прошлое. Его "Гадюка" - игра даже не с мифами о гражданской войне, а с образами и картинками про нее. Иногда эта театральная игра поднимается до замечательных сценических метафор, от которых - мороз по коже. Но чаще плакатная вроде "окон РОСТА".

Перевести психологическую прозу Толстого на язык революционной пантомимы - а основная часть спектакля исполнена почти балетными сценами - дело сложное. Замедленные сцены стрельбы, почти бессловесные этюды эскадронного быта подкрепляются кадрами кавалерийских атак, проецируемых на задник сцены.

Все персонажи густонаселенного спектакля - в белом. Зачастую это напоминает исподнее: война, как и любовь, обнажает все. Нервы, характеры. И только всполохи красного то в занавесе, то в гусарском ментике командира как пульсация крови возвращают к трагедии происходящего.

Конец войне, и разбросанные на сцене подковы собирают в корзину - сырье в металлтрест. Между подковами брезгливо пробираются каблучки пишбарышень, работниц треста. Зотова среди них, колотит пишмашинку как пулеметчик. Зотову в спектакле травят не соседи по коммуналке, а "трудовой коллектив". И финал не по Толстому. После рокового выстрела у Зотовой была тюрьма, потом война, ссылка - скороговоркой. А вернулась в 1962 в родную Казань, на месте дома - кинотеатр. Идет комедия "Гусарская баллада". На экране счастливая пара: и на гусаре ментик, и смеется Шурочка Азарова... Только в ХХ веке у кавалерист-девиц совсем иные судьбы.

В "Царицыно" открылась выставка "Ожившая пьеса императрицы"

"Ожившая пьеса императрицы". Государственный музей-заповедник "Царицыно".

В парке Царицыно - ты как не в Москве. Большой дворец, замком высящийся над прудом, фигурный мост с башнями, баженовский Малый дворец с вензелем Екатерины II на фигурном парапете... Готический рыцарский пейзаж, да и только.

Именно Малый дворец и был выбран Сергеем Хачатуровым, куратором и доцентом истфака МГУ, для его размышлений о готике в современном искусстве. Размышления воплотились в выставке "Ожившая пьеса императрицы", в которой друг друга дополняют артефакты екатерининской эпохи и произведения современных российских художников.

"Чесменский дворец" - это пьеса, начатая Екатериной II, точнее, ее фрагменты, царственной рукой набросанные диалоги между... портретами императрицы Елизаветы и Александра Невского, Петра I, Людовика и им подобных. Она и стала основой выставки, определив ее название.

Античный жанр "диалогов в царстве мертвых", хорошо знакомый образованной царице, на стенах главного зала дворца воспроизведен в поп-артовских черно-белых, собранных из пластика и металла, сатирических портретах монарших особ. Так прочли их "высокие отношения", переходящие в пьесе в ругань (Фридрих в реплике на портрете смеется над бородой Александра Невского, тот чуть ли не мечом в ответ машет), Политов & Белова, пара художников, на все смотрящие с ухмылкой.

Под карикатурой на герцогиню Пармскую - лошадь из белого папье-маше, на которой герцогиня в пьесе собралась на бал. Скульптор Егор Плотников, прочтя пьесу, с полным на то основанием театрализовал и буквализировал исторический контекст. Петр II жалуется Анне I на Меншикова, растранжирившего деньги на его коронацию - и вот они, тут и там расставленные по залам белые гренадеры, освещавшие его коронацию факелами вместо люстр. Посреди зала - ширма цветов Георгиевской ленты, за которую заглядывает белый солдатик-инвалид, подслушивавший монаршие разговоры, обходишь ширму - и открывается широкая, на холсте, панорама, выписанное Евгенией Буравлевой Царицыно. Перед ним - лодка с Королем Неаполитанским, отпущенным Королевой поохотиться...

Выставка-перформанс открылась в канун новогодних каникул, и, по мысли Сергея Хачатурова, каждый сможет в ней выбрать свой праздник.

Одни зрители - у монитора слушают чтение пьесы актером "Гоголь-центра" Филом Авдеевым, детей не оторвать от солдатиков и "волшебного фонаря", любимой забавы XVIII века в инсталляции Политова & Беловой. А в образовательной программе выставки от доцента Хачатурова - лекции о русской готике, спектакли от Дмитрия Брусникина и "Гоголь-центра".

"ТВ Центр" представит фильм "Михаил Булгаков. Роман с тайной"

Документальный фильм "Михаил Булгаков. Роман с тайной", "ТВ Центр", 11 декабря, 13.30.

В истории русской литературы встречается немало писателей-мистиков с загадочной биографией. Один Гоголь чего стоит! Но обстоятельства жизни и творчества автора знаменитой "дьяволиады" Михаила Булгакова, чье 125-летие отмечается в этом году, выделяются даже на этом фоне. О сверхъестественных совпадениях и загадках в биографии писателя расскажут авторы документального фильма "Михаил Булгаков. Роман с тайной".

Есть множество непростых вопросов, связанных с жизнью и творческим путем автора "Мастера и Маргариты", "Белой гвардии", "Бега", "Собачьего сердца". Почему Булгакову, чтобы описать противоречия советской страны, потребовался именно дьявол? О чем говорили писатель со Сталиным по телефону в Страстную неделю? Как случилось, что "шинель" Гоголя теперь укрывает могилу Булгакова? И почему, хотя писатель умер в 1940 году, до сих пор есть стойкое ощущение, что живое присутствие его силы по-прежнему сохраняется?

Каковы бы ни были ответы на эти вопросы, участники документального фильма сходятся во мнении, что Булгаков каким-то непостижимым образом и после своего ухода из этого мира продолжает творить сюжеты. Вот, например, все помнят о знаменитой "нехорошей квартире" на Большой Садовой, 10, где когда-то Михаил Афанасьевич жил с первой женой Татьяной Николаевной и в которую потом "поселил" Воланда и его свиту. Сегодня в доме на Большой Садовой - музей. Даже два - один в той самой квартире, а второй, частный, - в другом подъезде. И вот со вторым и связана интересная история.

- Это частный музей под названием "Булгаковский дом", но в этой квартире Булгаков никогда в жизни не был. И вот они взяли несколько лет назад огромного кота, назвали Бегемотом, - рассказывает в документальном фильме литературовед Мариэтта Чудакова. - В первые же дни кот подошел к дверям и стал ждать, когда откроют дверь во двор. Дождался и, цокая когтями, пошел к соседнему подъезду, где наш музей. И дальше самое поразительное. Там ведь четыре этажа, не считая подвального. Так же, цокая когтями, кот прошел до пятого этажа и сел ждать, когда откроют дверь в нехорошую квартиру. Открыли. Вошел с видом хозяина, улегся у трюмо и на всех победно посмотрел. И стал таким образом приходить каждый день. Вечером его уносят экскурсоводы к хозяевам. И то еще отбивается. Как в финале романа, орет...

Какие еще истории связаны с нехорошей квартирой? Почему писатель оставил и первую, и вторую жену, и почему только "ведьма" Елена Сергеевна Шиловская стала его музой? Был ли Булгаков тем самым Мастером? Об этом и многом другом - в фильме.

В картине участвуют: театральный критик Марина Токарева, писатель, ректор Литературного института им. А.М. Горького Алексей Варламов, литературовед Мариэтта Чудакова, директор музея Михаила Булгакова Петр Мансилья-Круз.