Никогда не знаю, кто будет играть главные роли в моих картинах. Исключение было одно - мы со сценаристом Олегом Негиным знали, что в "Левиафане" сыграет Роман Мадянов. Пробы на эту роль были формальностью.
Часто актеры любят тянуть одеяло на себя, переоценивая свои идеи. На съемках "Левиафана" я случайно проговорился, что два персонажа фильма три года вместе служили в армии (речь, видимо, о персонажах Владимира Вдовиченкова и Алексея Серебрякова. - Ред.). "А-а-а, три года в армии... Так это же все меняет!" - говорит мне актер. Я говорю: "Хорошо, давай сейчас снимем два дубля. Первый - будто вы с ним были сослуживцами, второй - тебе об этом ничего не известно". Сняли. Не изменилось ровным счетом ничего.
Я даже позволяю себе не давать актерам читать сценарий целиком. Была бы моя воля, вообще давал им только те сцены, которые снимаются в этот день. Лишнее знание нагружает актера лишними смыслами. Вот Лена Лядова - не читала сценарий "Елены" и узнала, что персонаж Надежды Маркиной убивает отца Катерины, только посмотрев фильм на премьере в Каннах. А в фильме есть сцена, когда Маркина говорит Лядовой: "Я люблю Володю". Та ей отвечает: "Ага, до смерти". Я тогда сказал Лене: "Представляешь, как бы ты произнесла эту фразу, если бы обо всем знала?"
Почему Елена Лядова работала в трех моих картинах подряд? Я познакомился с Леной на "Изгнании" - она переозвучивала в этом фильме французскую актрису Марию Бонневи. Прошла для этого совершенно иезуитский кастинг: мы с ассистентом слышали только голоса, подложенные под изображение Марии. Я не знал, как выглядят актрисы, произносящие реплики. Из 70 голосов мы выбрали голос Лены и неделю работали с ней над "Изгнанием".
То есть, начав искать артистов для "Елены", я ее уже неплохо знал. И совершенно не думал о ней как об актрисе на роль Катерины. Помню, она пришла на пробы. "Привет, Леночка, проходи. Сейчас мы потеряем какое-то время и продолжим искать актрису дальше". И тут она делает пробу совершенно без зазора - не она пришла в комнату, а Катерина. Она играла сцену в кафе, когда ее героиня впервые встречается с Еленой, - ту, в которой "жалко у пчелки". Роль у нее в "Елене" небольшая, всего семь съемочных дней. И когда эти дни закончились, мне хотелось работать с ней еще...
Мне хотелось бы сделать фильм про Вторую мировую войну. Но это сложно, потому что проект дорогостоящий - 15-18 миллионов долларов. Такие деньги продюсеру вернуть крайне трудно. Так что пока это отложенный замысел.
А сейчас я делаю фильм с рабочим названием "Нелюбовь". Это частная история семьи - муж и жена расстаются. Нечто вроде "Сцен супружеской жизни" Бергмана, только на другой манер. У Бергмана в кадре все шесть серий по 45 минут только два актера - Юзефсон и Ульман. И оторваться невозможно. Они рефлексируют, разговаривают. Она, как было модно в 60-е, ведет дневник и зачитывает ему фрагменты. Сцены, собранные воедино, показывают, к какой катастрофе приходят эти умные и интеллигентные люди.
Замысел "Нелюбви" возник как раз отсюда. Мы с Олегом Негиным говорили: неплохо бы заглянуть в этот кризис семейной жизни, когда позади 10-12 лет совместной жизни и жить вместе невозможно. В сценарии есть событие, которое разгоняет клубок противоречий между героями, - исчезновение их ребенка.
Но мы неожиданно столкнулись с непредвиденными трудностями. Обычно я не начинаю работу над монтажом картины, пока она не закончена. Монтирую последовательно - от первой сцены до последней. Ритм картины - это ее музыкальная форма. И внезапно ворваться, начать монтировать с сороковой минуты, на мой взгляд, ошибка. Но ранняя зима в Москве в этом году, похоже, заставит меня пересмотреть взгляды. В кадре нужна осень. Нам не нужен снег. Поэтому пришлось заморозить съемки на полпути, пока не растает. И чтобы не простаивать, начать монтаж с середины...