"Изгой-один": на "звездной войне" как на войне

Когда полтора года назад было объявлено, что первый спин-офф "Звездных войн" будет по жанровой принадлежности военным кино, то многие подумали: как же так? "Звездные войны" - и военное кино? Нонсенс! Но вслух ничего не сказали. А потом все вроде шло хорошо, и вести доносились от "Изгоя-один" исключительно положительные - то Дарта Вейдера пообещают, то Мадса Миккельсена с Форестом Уитакером рекрутируют.

Пока в начале минувшего лета не громыхнуло сообщение о том, что руководство диснеевское недовольно-де некоторой долей отснятого материала, и надо срочно переделывать. И хотя продюсеры и прочие вовлеченные в один голос твердили, что все в порядке, обычное дело, ничего особенного, в сердцах даже самых беззаветно преданных фанатов поселилась тревога. Скорее всего, мы никогда не узнаем, чем отличался первоначальный вариант от финального, но можно предположить, что перекройке подверглись куски из первых двух актов фильма - слишком уж они выделяются.

Да, Гарет Эдвардс не соврал и не приукрасил, это действительно военное кино, которое открывается точь-в-точь как "Бесславные ублюдки", что сразу многое проясняет. Не секрет, что и Джордж Лукас, и прочие демиурги далекой-далекой галактики, вырисовывая образ Империи, вдохновлялись Третьим рейхом. В "Пробуждении Силы" Джей Джей Абрамс от легких намеков перешел к совсем прозрачным, Эдвардс же пошел еще дальше. В его творении есть трудовые лагеря, оккупированные территории, геноцид (конечно, он и в "Новой надежде" присутствовал, но почти незримо), настоящие танковые бригады и разрозненные противоборствующие силы, почти не способные скооперироваться для отражения имперской "фашистской" угрозы. И еще, кажется, что-то вроде открытого города имеется.

В таком узнаваемом антураже разворачивается история забытого подвига группы повстанцев, раздобывших чертежи Звезды Смерти, чтобы затем, в четвертом эпизоде, ее собственноручно уничтожил Люк Скайуокер. Но сама диверсия случается только в последнем акте, а до него еще надо добраться, собрав команду героев и уточнив детали задания. И здесь возникают некоторые проблемы. Незначительные на фоне общей картины, но все же.

Центральных персонажей шесть. Джин Эрсо - боевая девица, дочь генерального инженера Звезды Смерти; капитан разведчиков Альянса Кассиан Андор; слепой монах типа Затойчи, полуджедай с дефицитом мидихлореанов; напарник последнего - бугай с большой пушкой; циничный дроид; наконец, дезертир имперского флота, перешедший на светлую сторону. Это все не краткие характеристики, а вполне исчерпывающие описания. При этом самые основные действующие лица - Джин и Кассиан - по совместительству и самые блеклые. Первая - копия Рей, только скучная, не такая милая и вообще сплошная ходячая функция, отягощенная классическими гештальтами главного героя: пережить утрату, отомстить, исполнить миссию, произнести пару мотивирующих речей. Второй - придаток к ней, sidekickus vulgaris.

В течение полутора часов перечисленные случайным образом кучкуются, кое-как притираются, кое в чем немножко эволюционируют (и то не все), по очереди неловко шутят - растягивают, в общем, хронометраж, постепенно наращивая обороты, прибавляя в экшне и серьезности. По другую сторону баррикад тоже интересного мало, за исключением выхода под овации на сцену Дарта Вейдера и под сдержанные аплодисменты - CGI-голема в роли гранд-моффа Таркина (в конце будет еще один компьютерный болванчик схожего рода, и оба они, увы, выглядят нереалистично).

Зато когда начинается то, ради всего все затевалось, становится понятным все: и почему персонажи такие одноклеточные, и зачем нужны были пересъемки. Дело в том, что у "Изгоя-один" есть два совершенно конкретных предназначения: объяснить, откуда у совершенного орудия разуплотнения планет тот смехотворный изъян, и заодно заполнить пустоту между трилогиями.

Так что прорабатывать и развивать персонажей попросту незачем - все равно они на экранах больше не появятся. А раз так, то, не сочтите за спойлер, и особенно беречь их нет нужды. Что в случае с военным кино только на руку - на войне без жертв не бывает. Так же, как не бывает без сражений, поэтому последние сорок минут - одна сплошная батальная сцена, пожалуй, самая эпичная за все время существования саги, притом остающаяся строго в рамках жанра.

Представьте любой из самых знаковых военных фильмов, хоть Спилберга, хоть Гибсона, хоть Иствуда, и добавьте туда штурмовиков, повстанцев, шагоходы, тай-файтеры и AT-AT. Представьте, что высадка на Омаха-бич слилась в любовном экстазе с битвой при Эндоре и родила ребенка. Это и будет заключительный акт "Изгоя-один", величественный, захватывающий, до кома в горле драматичный и пафосно-печальный. Он с лихвой искупает все сценарные грехи. Да чего уж там, Гарет Эдвардс мог показать, как Чубакка насилует Хана Соло, но за одно столкновение двух Звездных разрушителей можно простить вообще все что угодно.

Парадоксальным образом, изначально коммерческий вырос во что-то совершенно иное, способное отпугнуть детей - костяк приносящей деньги аудитории, но в то же время привлечь новую, предпочитающую более приземленное и реалистичное кино. "Изгой-один" показывает созданный Лукасом мир с доселе неизведанной, человечной стороны, где нет (почти) сверхлюдей с разноцветными мечами, зато есть люди обычные. Внезапно именно спин-офф стал этапом прогресса "Звездных войн", тогда как "Пробуждение" было топтанием на месте, пусть и невероятно эффектным.

4.5