Его отыскали рано утром в 1600 метрах от берега на глубине 17 метров с помощью телеуправляемого аппарата "Фалькон". Уже через несколько часов самолетом военно-транспортной авиации находку доставили в Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил в подмосковные Люберцы. Его специалисты и займутся расшифровкой данных самописца.
Что немаловажно, найденный "черный ящик" - это основной, в котором должны сохраниться все ключевые параметры полета. Он сохраняет такие данные, как скорость, высоту самолета во время полета, параметры двигателя, гидросистем, топливной системы и многие другие технические показатели самолета.
Тогда как второй "черный ящик" - это речевой самописец, который записывает все переговоры экипажа между собой и с диспетчерами.
"Опыт расследования авиакатастроф показывает, что для выяснения причин аварии необходимы показатели именно основного самописца, - пояснил "Российской газете" бывший летчик Игорь Агафонов. - Данные со второго же "черного ящика" - это, как правило, эмоциональные крики, звучащие в критических ситуациях. Эти данные важны для оценки правильности действий экипажа, но далеко не всегда помогают при исследовании причин, приведших к аварии".
В оперативном штабе на месте чрезвычайной ситуации вчера рассказали, что местонахождение двух других "черных ящиков" уже установлено, ведется работа по их подъему на поверхность.
Как считает летчик-испытатель Магомед Толбоев, первые данные расшифровки могут появиться в самое ближайшее время. Если тот не поврежден, то уже через 3-5 часов после начала работы.
Тогда же не исключено, что мы услышим официально предварительную версию катастрофы Ту-154, рассказал эксперт.
Впрочем, есть основания полагать, что "черные ящики" с Ту-154 сохранились в надлежащем виде. Бортовые самописцы герметичны, они выдерживают погружение до 2 километров, температурное воздействие более 1000 градусов и перегрузку больше 100 единиц. "По результатам осмотра специалистами института контейнер бортового самописца находится в удовлетворительном состоянии. После проведения технической очистки в дистиллированной воде начнется его расшифровка", - рассказали вчера "РГ" в пресс-службе Министерства обороны РФ.
Водолазы продолжают находить обломки самолета, в том числе крупные. А вот с телами погибших ситуация иная - за три дня поисков были найдены только 12 тел и около 80 человеческих останков. Специалисты объясняют это тем, что основная часть корпуса самолета до сих пор не найдена, и похоже, что большинство из 92 погибших пассажиров и членов экипажа находятся там. Найденные же тела - это те, кто был не пристегнут и кто оказался в месте разлома самолета от гидроудара.
Тем временем появился свидетель из числа сотрудников береговой охраны, который отчетливо видел (видимо, с помощью прибора ночного видения), как падал самолет. По его словам, нос машины был задран вверх, как будто летчик до последнего пытается поднять авиалайнер, поэтому самолет рухнул в воду хвостовой частью. От удара об воду хвост самолета оторвало, а корпус моментально ушел под воду.
Источник ТАСС в силовых структурах вчера сообщил, что признаков взрыва или пожара на борту Ту-154 перед падением не выявлено. Тем временем эксперты все более склоняются к версии попадания в двигатели самолета постороннего предмета и перегруза. По данным источников ТАСС, приоритетной стала версия о технической неполадке в одном из двигателей из-за попадания в него птицы. Причиной крушения самолета могла стать неполадка в топливной системе, в том числе разрыв трубопровода или распределительного клапана. Такое предположение во вторник сделал бывший зам главкома ВВС Николай Антошкин.
Источник агентства "Интерфакс" в оперативном штабе на месте трагедии утверждает, что несогласованно сработали закрылки, в результате была потеряна подъемная сила. Другой источник этого же агентства по результатам предварительного анализа записей "черного ящика" сообщает об ошибке пилотирования. Разговор в кабине пилотов прерывается восклицанием: "Закрылки...!" После этого звучат слова: "Командир, падаем!"
Как заявила корреспонденту "РГ" официальный представитель СКР Светлана Петренко, выполнен осмотр, фотографирование и упаковка нескольких тысяч обнаруженных предметов одежды, личных вещей и документов погибших. Произведен детальный осмотр местности от летного поля международного аэропорта Сочи до береговой черты по траектории полета воздушного судна, выполнен подомовой и поквартирный обход с целью установления свидетелей произошедшего.
Установлены и допрошены новые очевидцы авиакатастрофы, включая человека, который снял взлет, последующий полет и падение воздушного судна в море. Помимо этой видеозаписи также изъяты записи посадки Ту-154 в международном аэропорту Сочи, последующего руления к месту стоянки и прохождения пограничного контроля его пассажирами.
По словам представителя СК получены образцы топлива из топливозаправщика, производившего дозаправку самолета, по ним назначены соответствующие исследования. Также назначено несколько десятков экспертиз. В бюро судебно-медицинской экспертизы департамента здравоохранения Москвы направлены неопознанные тела погибших.
Очередное селекторное совещание с руководящим составом Вооруженных сил, прошедшее вчера в Национальном центре управления обороной, началось с минуты молчания. "Мы постараемся сделать все, чтобы минимизировать боль утраты, хотя сделать это довольно непросто", - сказал министр обороны Сергей Шойгу.
Он рассказал, что именем Елизаветы Глинки будет названо одно из армейских лечебных заведений. Глава минобороны пообещал, что дело, которое погибшая вела совместно с военными, будет продолжено. Гуманитарная помощь, в том числе медикаменты, которые доктор Лиза везла в Сирию, чтобы передать лечебным учреждениям Алеппо, по словам Сергея Шойгу, уже доставлена на российскую авиабазу Хмеймим и в ближайшее время будет передана адресатам.
Министр обороны также поручил выделить 70 служебных квартир артистам ансамбля имени Александрова. Это должно, по словам министра, поспособствовать восстановлению в кратчайшие сроки творческого коллектива ансамбля.
В основном секторе поиска, как рассказали вчера в Минобороны России, продолжают работать 104 водолаза и 15 различных глубоководных аппаратов. Армейскими подводными аппаратами судна "Селигер" и спасательного судна "Эпрон" на удалении 1600 и 4500 метров обнаружены еще три фрагмента самолета. Среди них двигатель, стойка шасси и элементы обшивки самолета. Ведутся работы по их подъему и доставке на берег.
С воздуха надводная обстановка, по словам военных, непрерывно отслеживается вертолетами Ми-8 и беспилотными летательными аппаратами "Гранат-4" и "Орлан-10".
В круглосуточном режиме ведут работу и спасатели МЧС России. Они погружаются группами по три-четыре человека и работают на глубине до получаса.
Поднят один из двигателей и обшивка самолета. Двигатель развалился на три части - турбину, компрессор и реверсивную часть. Кроме того, водолазы МЧС подняли отдельные мелкие фрагменты - кресла, эксплуатационный люк и шасси.
Вчера водолазы совершили более 70 погружений.
За двое суток морскими судами обследовано более 100 квадратных километров акватории, воздушными судами - свыше 240 квадратных километров. Всего, по данным МЧС, в поисковой операции принимают участие более 3,5 тысячи человек и свыше 500 единиц техники. К работе приступили несколько обитаемых глубоководных аппаратов.
Корреспонденту "РГ" удалось выйти в море вместе со специалистами Центра подводных исследований Русского географического общества. Буксир "Руслан" к месту поиска доставил батискафы, батисферы и самое главное - глубоководный обитаемый аппарат (ГОА). Как говорит команда, батисферы предназначены для более "грубых" работ, а наиболее тщательный осмотр дна сделает ГОА, вернее, его техник-пилот Михаил Миронов. Опускаться аппарат может на глубину до 300 метров, находиться под водой до восьми часов. Но достать на поверхность могут по первому требованию - ведь чаще всего удается найти что-то гораздо быстрее.
Как выяснилось, уникальный и такой нужный для поиска обломков и фрагментов тел пассажиров Ту-154 глубоководный обитаемый аппарат доставили в Сочи в ночь на вторник. Журналист "РГ" как раз увидел его первый выход.
Рядом с буксиром патрулирует катер береговой охраны погранслужбы. А плавучий кран достает очередной небольшой фрагмент самолета. Пока не понятно, что это.
Прогноз синоптиков не обнадеживающий: вскоре должна ухудшиться погода. Пойдет дождь, поднимется ветер, а в море будут волнения до трех баллов. Но специалисты обещают не останавливать поисковую операцию.
На берегу же подход к портопункту сочинского поселка Хоста оцепили сотрудники правоохранительных органов. У кромки воды по всему побережью от Хосты до Адлера специально подготовленные люди ищут возможно прибитые к берегу вещи пассажиров самолета. Все найденное сразу же передают следователям.
Тем временем в аэропорту Сочи психологи продолжают работать с родственниками погибших. Как сообщили в оперативном штабе, в город прибыли жена и мама одного из находившихся на борту упавшего лайнера корреспондента НТВ. Взглянув на место крушения, они еще рано утром отправились назад в Москву, где и будет проходить опознание, а также забор проб для генетических анализов.
Рядом же с часовней, которая находится на территории сочинской воздушной гавани, все больше свечей и цветов. Среди алых роз - фотографии жертв крушения, письма доктору Лизе от детей, ноты погибшим музыкантам.
- Принесла розы. Мне надо бежать - уже объявили посадку на мой рейс, но не смогла пройти мимо стенда скорби. Безумно жаль их всех, - говорит со слезами на глазах жительница Санкт-Петербурга Ольга Семенова.
Днем на площади Юного мола прошел митинг памяти погибшим . Официального объявления о предстоящем событии не было, но брошенный клич в соцсетях собрал рядом с морским портом несколько тысяч человек. Под аккомпанемент песен ансамбля имени Александрова возлагали цветы.