Найденный самописец расскажет о скорости и высоте полета Ту-154

На третий день поисковых работ на месте крушения Ту-154, упавшего в море близ Сочи, спасателям удалось достать со дна "черный ящик". В Минобороны уточнили, что найден один из трех бортовых самописцев, которыми был оборудован разбившийся авиалайнер.
Поисковая операция на месте крушения самолета Ту-154 Минобороны РФ в Сочи
1/65
Фото: Владимир Веленгурин/ КП

Его отыскали рано утром в 1600 метрах от берега на глубине 17 метров с помощью телеуправляемого аппарата "Фалькон". Уже через несколько часов самолетом военно-транспортной авиации находку доставили в Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил в подмосковные Люберцы. Его специалисты и займутся расшифровкой данных самописца.

Что немаловажно, найденный "черный ящик" - это основной, в котором должны сохраниться все ключевые параметры полета. Он сохраняет такие данные, как скорость, высоту самолета во время полета, параметры двигателя, гидросистем, топливной системы и многие другие технические показатели самолета.

Тогда как второй "черный ящик" - это речевой самописец, который записывает все переговоры экипажа между собой и с диспетчерами.

"Опыт расследования авиакатастроф показывает, что для выяснения причин аварии необходимы показатели именно основного самописца, - пояснил "Российской газете" бывший летчик Игорь Агафонов. - Данные со второго же "черного ящика" - это, как правило, эмоциональные крики, звучащие в критических ситуациях. Эти данные важны для оценки правильности действий экипажа, но далеко не всегда помогают при исследовании причин, приведших к аварии".

В оперативном штабе на месте чрезвычайной ситуации вчера рассказали, что местонахождение двух других "черных ящиков" уже установлено, ведется работа по их подъему на поверхность.

Как считает летчик-испытатель Магомед Толбоев, первые данные расшифровки могут появиться в самое ближайшее время. Если тот не поврежден, то уже через 3-5 часов после начала работы.

Расшифрованы последние слова пилота: "Закрылки, ...! Командир, падаем!"

Тогда же не исключено, что мы услышим официально предварительную версию катастрофы Ту-154, рассказал эксперт.

Впрочем, есть основания полагать, что "черные ящики" с Ту-154 сохранились в надлежащем виде. Бортовые самописцы герметичны, они выдерживают погружение до 2 километров, температурное воздействие более 1000 градусов и перегрузку больше 100 единиц. "По результатам осмотра специалистами института контейнер бортового самописца находится в удовлетворительном состоянии. После проведения технической очистки в дистиллированной воде начнется его расшифровка", - рассказали вчера "РГ" в пресс-службе Министерства обороны РФ.

Водолазы продолжают находить обломки самолета, в том числе крупные. А вот с телами погибших ситуация иная - за три дня поисков были найдены только 12 тел и около 80 человеческих останков. Специалисты объясняют это тем, что основная часть корпуса самолета до сих пор не найдена, и похоже, что большинство из 92 погибших пассажиров и членов экипажа находятся там. Найденные же тела - это те, кто был не пристегнут и кто оказался в месте разлома самолета от гидроудара.

Тем временем появился свидетель из числа сотрудников береговой охраны, который отчетливо видел (видимо, с помощью прибора ночного видения), как падал самолет. По его словам, нос машины был задран вверх, как будто летчик до последнего пытается поднять авиалайнер, поэтому самолет рухнул в воду хвостовой частью. От удара об воду хвост самолета оторвало, а корпус моментально ушел под воду.

Источник ТАСС в силовых структурах вчера сообщил, что признаков взрыва или пожара на борту Ту-154 перед падением не выявлено. Тем временем эксперты все более склоняются к версии попадания в двигатели самолета постороннего предмета и перегруза. По данным источников ТАСС, приоритетной стала версия о технической неполадке в одном из двигателей из-за попадания в него птицы. Причиной крушения самолета могла стать неполадка в топливной системе, в том числе разрыв трубопровода или распределительного клапана. Такое предположение во вторник сделал бывший зам главкома ВВС Николай Антошкин.

Источник агентства "Интерфакс" в оперативном штабе на месте трагедии утверждает, что несогласованно сработали закрылки, в результате была потеряна подъемная сила. Другой источник этого же агентства по результатам предварительного анализа записей "черного ящика" сообщает об ошибке пилотирования. Разговор в кабине пилотов прерывается восклицанием: "Закрылки...!" После этого звучат слова: "Командир, падаем!"

Как заявила корреспонденту "РГ" официальный представитель СКР Светлана Петренко, выполнен осмотр, фотографирование и упаковка нескольких тысяч обнаруженных предметов одежды, личных вещей и документов погибших. Произведен детальный осмотр местности от летного поля международного аэропорта Сочи до береговой черты по траектории полета воздушного судна, выполнен подомовой и поквартирный обход с целью установления свидетелей произошедшего.

Установлены и допрошены новые очевидцы авиакатастрофы, включая человека, который снял взлет, последующий полет и падение воздушного судна в море. Помимо этой видеозаписи также изъяты записи посадки Ту-154 в международном аэропорту Сочи, последующего руления к месту стоянки и прохождения пограничного контроля его пассажирами.

По словам представителя СК получены образцы топлива из топливозаправщика, производившего дозаправку самолета, по ним назначены соответствующие исследования. Также назначено несколько десятков экспертиз. В бюро судебно-медицинской экспертизы департамента здравоохранения Москвы направлены неопознанные тела погибших. 

Минобороны

Очередное селекторное совещание с руководящим составом Вооруженных сил, прошедшее вчера в Национальном центре управления обороной, началось с минуты молчания. "Мы постараемся сделать все, чтобы минимизировать боль утраты, хотя сделать это довольно непросто", - сказал министр обороны Сергей Шойгу.

Он рассказал, что именем Елизаветы Глинки будет названо одно из армейских лечебных заведений. Глава минобороны пообещал, что дело, которое погибшая вела совместно с военными, будет продолжено. Гуманитарная помощь, в том числе медикаменты, которые доктор Лиза везла в Сирию, чтобы передать лечебным учреждениям Алеппо, по словам Сергея Шойгу, уже доставлена на российскую авиабазу Хмеймим и в ближайшее время будет передана адресатам.

Министр обороны также поручил выделить 70 служебных квартир артистам ансамбля имени Александрова. Это должно, по словам министра, поспособствовать восстановлению в кратчайшие сроки творческого коллектива ансамбля.

С места события

В основном секторе поиска, как рассказали вчера в Минобороны России, продолжают работать 104 водолаза и 15 различных глубоководных аппаратов. Армейскими подводными аппаратами судна "Селигер" и спасательного судна "Эпрон" на удалении 1600 и 4500 метров обнаружены еще три фрагмента самолета. Среди них двигатель, стойка шасси и элементы обшивки самолета. Ведутся работы по их подъему и доставке на берег.

С воздуха надводная обстановка, по словам военных, непрерывно отслеживается вертолетами Ми-8 и беспилотными летательными аппаратами "Гранат-4" и "Орлан-10".

В круглосуточном режиме ведут работу и спасатели МЧС России. Они погружаются группами по три-четыре человека и работают на глубине до получаса.

Поднят один из двигателей и обшивка самолета. Двигатель развалился на три части - турбину, компрессор и реверсивную часть. Кроме того, водолазы МЧС подняли отдельные мелкие фрагменты - кресла, эксплуатационный люк и шасси.

Вчера водолазы совершили более 70 погружений.

За двое суток морскими судами обследовано более 100 квадратных километров акватории, воздушными судами - свыше 240 квадратных километров. Всего, по данным МЧС, в поисковой операции принимают участие более 3,5 тысячи человек и свыше 500 единиц техники. К работе приступили несколько обитаемых глубоководных аппаратов.

Корреспонденту "РГ" удалось выйти в море вместе со специалистами Центра подводных исследований Русского географического общества. Буксир "Руслан" к месту поиска доставил батискафы, батисферы и самое главное - глубоководный обитаемый аппарат (ГОА). Как говорит команда, батисферы предназначены для более "грубых" работ, а наиболее тщательный осмотр дна сделает ГОА, вернее, его техник-пилот Михаил Миронов. Опускаться аппарат может на глубину до 300 метров, находиться под водой до восьми часов. Но достать на поверхность могут по первому требованию - ведь чаще всего удается найти что-то гораздо быстрее.

Как выяснилось, уникальный и такой нужный для поиска обломков и фрагментов тел пассажиров Ту-154 глубоководный обитаемый аппарат доставили в Сочи в ночь на вторник. Журналист "РГ" как раз увидел его первый выход.

Рядом с буксиром патрулирует катер береговой охраны погранслужбы. А плавучий кран достает очередной небольшой фрагмент самолета. Пока не понятно, что это.

Прогноз синоптиков не обнадеживающий: вскоре должна ухудшиться погода. Пойдет дождь, поднимется ветер, а в море будут волнения до трех баллов. Но специалисты обещают не останавливать поисковую операцию.

На берегу же подход к портопункту сочинского поселка Хоста оцепили сотрудники правоохранительных органов. У кромки воды по всему побережью от Хосты до Адлера специально подготовленные люди ищут возможно прибитые к берегу вещи пассажиров самолета. Все найденное сразу же передают следователям.

Тем временем в аэропорту Сочи психологи продолжают работать с родственниками погибших. Как сообщили в оперативном штабе, в город прибыли жена и мама одного из находившихся на борту упавшего лайнера корреспондента НТВ. Взглянув на место крушения, они еще рано утром отправились назад в Москву, где и будет проходить опознание, а также забор проб для генетических анализов.

Рядом же с часовней, которая находится на территории сочинской воздушной гавани, все больше свечей и цветов. Среди алых роз - фотографии жертв крушения, письма доктору Лизе от детей, ноты погибшим музыкантам.

- Принесла розы. Мне надо бежать - уже объявили посадку на мой рейс, но не смогла пройти мимо стенда скорби. Безумно жаль их всех, - говорит со слезами на глазах жительница Санкт-Петербурга Ольга Семенова.

Днем на площади Юного мола прошел митинг памяти погибшим . Официального объявления о предстоящем событии не было, но брошенный клич в соцсетях собрал рядом с морским портом несколько тысяч человек. Под аккомпанемент песен ансамбля имени Александрова возлагали цветы.

Мирей Матье: Ансамбль Александрова возносил меня над сценой

Французская певица Мирей Матье шокирована крушением российского самолета, на борту которого находилось 92 человека, среди которых артисты и музыканты ансамбля имени Александрова.

- Это большое горе, невероятная драма, - заявила певица "Российской газете". - Мое сердце и мысли сейчас с семьями погибших и с Россией, страной которую я люблю. Вот уже почти целый век прекрасные голоса ансамбля Александрова являются сокровищем, настоящей жемчужиной России.

Впервые вместе с этим великолепным ансамблем я выступала 50 лет тому назад в 1967 году в ходе моих первых гастролей в Советском Союзе. Затем в 1987-м мы вместе совершили большое турне по вашей стране, в частности, давали концерты в Москве, Ленинграде. Последний раз я выступала с этими выдающимися музыкантами прошедшей осенью во время фестиваля "Спасская башня".

Знаете, этот хор меня вдохновлял, придавал силы, буквально возносил над сценой. Сейчас их золотые голоса возносятся на небо, где их ждет рай музыкантов.

Гибель руководителя ансамбля Валерия Халилова для меня - личная драма. Мы были друзьями, и моя скорбь сегодня безгранична. Валерий Халилов был талантливейшим музыкантом, великолепным человеком. В 2017 году, когда исполняется 10 лет фестивалю "Спасская башня", мы должны были вместе с ним продолжить наше сотрудничество во имя музыки, во имя дружбы между нашими народами. И, конечно, я приеду в Москву и буду петь, храня в сердце память о нем и обо всех россиянах, погибших в этой страшной катастрофе.