"Миссис Хадсон" из "Шерлока" о детстве Камбербэтча и многом другом

В преддверии показа нового сезона британского сериала "Шерлок" актриса Уна Стаббс (она же миссис Хадсон), которая в следующем году отметит свое восьмидесятилетие, а в этом - шестидесятилетие в мире кино и телевидения, дала интервью изданию Woman and Home.

Ее карьера началась в 1956 году, когда для очередного выпуска музыкального телешоу Cool for Cats пригласили танцевальную группу известного хореографа большого экрана Дугласа Сквайрса, участником которой была и начинающая молодая актриса. Первым большим достижением Уны стала главная роль в музыкальном фильме Питера Йейтса "Летние каникулы" (Summer holiday) с Клиффом Ричардом, вышедшем на экраны в 1963 году. Проект получил развитие годом позже: Уна снялась и в его продолжении, которое получило популярное название "Жизнь прекрасна" (Wonderful life). Настоящая известность пришла к актрисе в ходе работы над образом Риты в долгоиграющем ситкоме BBC "Пока смерть не разлучит нас" (Till Death Us Do Part), выходившем в эфир с 1966 по 1975 год. Этот персонаж впоследствии плавно перекочевал в небольшой сериал с несколько сокращенным первоначальным названием (Till death...), а затем нашел свое развитие в гораздо более успешном "В болезни и здравии" (In Sickness and in Health).

Она также эпизодически появлялась в культовых сериалах "Отель "Фолти Тауэрс" (Fawlty Towers), "Жителях Ист-Энда" (EastEnders), а также в знаменитых детективных эпопеях, таких как "Чисто английские убийства" (Midsomer Murders), "Мисс Марпл" Агаты Кристи" (Agatha Christie's Marple), а совсем недавно - в театральной постановке "Опасных связей" (Les liaisons dangereuses) Джози Рурк по пьесе, созданной Кристофером Хэмптоном на основе одноименного эпистолярного произведения Шодерло де Лакло. Но довольно неожиданная и во всех смыслах особая популярность пришла к ней недавно - благодаря роли миссис Хадсон в "Шерлоке".

В своем интервью актриса вспоминает, что когда ей предложили эту роль, она была уверена, что все закончится пилотной серией. Ее друзья из актерской среды говорили об эпизодическом характере появления в кадре "домовладельца, а не домработницы". Тогда, в далеком 2010-м, никто не мог себе представить того ошеломляющего успеха, который сериал вызвал у публики.

Зато теперь, признается актриса, к ней регулярно подходят поклонники "Шерлока" чуть ли не с признаниями в любви, а особо рьяные представители фанатского сообщества даже дежурят по ночам во время съемок, чтобы улучить удобный момент и подарить букет цветов. Ее часто спрашивают о том, не утомительно ли такое пристальное внимание, но в восприятии Уны мир "Шерлока" - это своего рода деревня, в которой все знают друг друга в лицо и тепло приветствуют друг друга при встрече.

Уна Стаббс, подобно своим более молодым коллегам, героически держит оборону и стоически молчит, выслушивая нескончаемые вопросы о новом сезоне. Единственное, что она себе все-таки позволила - это интригующий намек на то, что ее героиня будет гораздо более заметна в грядущих эпизодах. И несмотря на огромный профессиональный опыт, она очень самокритична и всегда считает, что играет ужасно. Это увеличивает и без того серьезное давление. Трое ее сыновей смотрят "Шерлока" и искренне считают, что фильм выше всяких похвал - хотя она никогда специально не знакомила детей с фильмами, где играла.

По ее мнению, миссис Хадсон в определенной степени играет роль матери и для Шерлока, и для Джона. На съемках бывали такие моменты, когда она ловила себя на том, что, войдя в образ, ведет себя точь-в-точь, как в жизни - в общении с детьми, которые давно стали взрослыми. Никаких особых указаний создатели сериала ей не дали, поэтому Уне не оставалось ничего другого, как самой построить образ собственника квартиры на Бейкер-стрит. И с течением времени отношение миссис Хадсон к своим постоянным квартирантам стало все более покровительственно-материнским.

Уна Стаббс вспоминает об одной любопытной сцене, в которой Шерлок возвращается в квартиру, и у него с миссис Хадсон начинается разговор. Она сказала Бенедикту Камбербэтчу: "Когда мои сыновья приходят в гости, они первым делом направляются к холодильнику". И вот уже Шерлок в кадре ведет разговор, налегая на ее кулинарные изыски! Именно ей пришла в голову идея поместить на видное место безупречно отглаженные рубашки - так как, несмотря на то, что миссис Хадсон без устали повторяет, что она не домработница, она любит Шерлока и стремится сделать для него все, что в ее силах, примерно как сама Уна - в общении с детьми.

Иногда к ней обращаются с обезоруживающей просьбой - достать автограф Бенедикта Камбербэтча, но, по мнению актрисы, такое пристальное внимание к его особе ничуть не изменили того, кого она знала еще маленьким мальчиком. Оказывается, когда Бенедикту было четыре года, Уна снималась в одном фильме с его мамой, Вандой Вентхам. Они жили в одном районе Лондона и часто встречались друг с другом на улице, гуляя с детьми. Пока приятельницы часами разговаривали о том о сем посреди улицы, сын Ванды терпеливо стоял, держа маму за руку. "И его манеры с тех времен не изменились, все такие же безупречные", - почти с материнской гордостью заявляет Уна.

Конечно же, когда они встретились тридцать лет спустя, Бенедикт об этом не помнил. Но тем не менее у них сложились совершенно особые отношения: как-то раз, когда они снимали сцену в маленьком помещении с целой толпой актеров, внезапно стало так душно, что у пожилой дамы, как и у многих других, начала кружиться голова. Это не укрылось от внимания "детектива" - актер настоятельно попросил решить вопрос с вентиляцией, что и было сделано. Актриса проводит параллель с собственными детьми: с возрастом они поменялись с ней ролями, теперь сыновья напоминают ей о необходимости отдыха и регулярных приемов пищи.

Отношения на съемочной площадке с двумя другими "мальчиками" - в терминологии Уны - Мартином Фрименом (Джоном Ватсоном) и Рупертом Грейвсом (инспектором Лестрейдом) у нее также самые дружеские. Однажды во время съемок четвертого сезона ей пришлось остаться на ночь в Бристоле - и основной актерский состав отправился на ужин в ресторан, провести время за приятной беседой. За столом не было только Камбербэтча, который пожертвовал великолепным вечером для того, чтобы в самоотречении продолжить заучивать объемные словесные излияния Шерлока.

Уна Стаббс сетует на то, что у миссис Хадсон практически не было шансов пощеголять в модной одежде. Она давно следует одной рекомендации известного британского модельера Вивьен Вествуд: "Покупай с умом, выбирай придирчивее, носи дольше". У нее достаточно небольшой гардероб, но в нем нет ничего лишнего, - доверчиво заверяет собеседника очаровательная миссис Хадсон.