Появится ли в России школьный омбудсмен

Глава Совета по правам человека Михаил Федотов предложил ввести должность школьного омбудсмена, который будет разбирать конфликты между учениками, учителями и родителями. Так в СПЧ планируют развивать правовое воспитание в школе, чтобы идея уважения к человеческой личности и правам человека стала одной из главных в общей системе школьного образования и воспитания.

"Есть у нас и идея создания института школьного омбудсмена: ученики могли бы сами избирать из своей среды того, кто помогал бы им защищать свои права, - объясняет Федотов. - В настоящее время в некоторых регионах есть школьная служба примирения, которая является неким аналогом третейского суда и системы медиации, а вот школьный омбудсмен скорее должен напоминать уполномоченного по правам человека и СПЧ".

Идея эта не нова. Во многих школах ученики уже давно выбирают своих уполномоченных, только называться они могут по-разному. А где-то из числа учеников выбирают и наблюдательные советы. Так в школе "Шанс" для трудных подростков, попавшей недавно в выпуски новостей из-за конфликта учеников и учителей, уже был свой школьный омбудсмен. Но вовремя разобраться в причинах назревающего конфликта и предотвратить его он не смог.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что школе гораздо важнее иметь своего штатного детского психолога, то есть профессионала. Именно он способен вовремя услышать ребенка и помочь ему преодолеть трудности общения со сверстниками или учителями.

Ученики могли бы сами выбирать из своей среды того, кто помогал бы им защищать свои права

Здесь есть важный нюанс, который тоже требует осмысления: готовы ли современные педагоги идти на контакт с психологом? Нередко взгляды на воспитание и обучение у учителей и психологов расходятся, а дети оказываются в заложниках сложившейся ситуации. Ну и, конечно, никто не снимает ответственности с родителей, которым не стоит руководствоваться принципом: раз ребенок в школе, пусть она его и воспитывает. Этим взрослым тоже нужен грамотный психолог.

Комментарий

Анна Кузнецова, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка:

- Институт школьных уполномоченных или уполномоченных по правам участников образовательного процесса имеет давнюю историю. В отдельных регионах (Калужской, Московской, Волгоградской областях) он развивается системно. В Калужской области, например, был внедрен во всех школах. В подавляющем большинстве случаев школьный омбудсмен выбирается из числа сотрудников общеобразовательных учреждений или самих учащихся.

Очень важно, чтобы это была работающая система, реально нужная детям, а не взрослым. Сейчас есть различные формы детского самоуправления: детские общественные советы при уполномоченных, создано Общественное движение школьников, в отдельных учреждениях есть школьные парламенты (например, в гимназии для одаренных детей в Крыму есть свое детское правительство). Главное, чтобы это был незабюрократизированный механизм.

Очень важно не забывать про развитие сети детских психологов в школах. Дети сегодня нуждаются в помощи таких специалистов, конечно, первостепенное значение имеют квалификация и профессионализм психологов, умение находить контакт с детьми.