10.01.2017 21:01
    Поделиться

    Фестиваль камерной музыки "Возвращение" отметит 20-летие

    Фестиваль камерной музыки "Возвращение" отмечает 20-летие
    В Москве в Рахманиновском зале Московской консерватории с 9 по 15 января проходит XX фестиваль камерной музыки "Возвращение".

    Уже не все помнят, что когда-то он затевался как сбор молодых музыкантов, съехавшихся на каникулы; да и важно ли это, когда "Возвращение" выросло до фестиваля европейского класса? У его постоянных участников давно есть ученики, обширные гастрольные планы, работа в крупнейших европейских вузах, оркестрах и ансамблях. Тем не менее у музыкантов хватает и времени вновь приехать в Москву в начале года, и изобретательности для того, чтобы находить новые темы и сочинения.

    В составлении афиши художественные руководители фестиваля Дмитрий Булгаков и Роман Минц верны себе: каждая программа эксклюзивна. За исключением финального концерта по заявкам участников, три вечера сосредоточены вокруг той или иной темы: на этот раз - "Муки любви", "Закат", "Эпитафии".

    На фестивале выступят лучшие исполнители нашего времени: пианисты Вадим Холоденко, Лукас Генюшас и Екатерина Апекишева, альтисты Максим Рысанов и Сергей Полтавский, виолончелистка Кристина Блаумане, фаготист Валерий Попов, флейтистка Мария Федотова, дирижер Филипп Чижевский и многие другие. Событием станет участие легендарного музыканта, 86-летнего Льва Маркиза, не выступавшего в Москве более 12 лет и около 10 лет назад почти переставшего дирижировать.

    О программе двадцатого "Возвращения" рассказал один из его основателей скрипач Роман Минц.

    Десять лет назад, когда отмечалось десятилетие фестиваля, он прошел в подчеркнуто необычном формате: вместо четырех концертов - пять, и впервые за всю историю повторились сочинения, звучавшие прежде. На этот раз вы не отступили от традиционного формата?

    Роман Минц: То, как прошел фестиваль десять лет назад, - дань тому, что принято делать к той или иной юбилейной дате. Но само по себе отмечание круглой даты мне кажется сегодня неправильным. Десять лет отметили, а почему не одиннадцать? Этого быть не должно, фестиваль не должен быть к этому привязан. Мерить десятилетиями - издержка нашей десятичной системы счисления. Если бы у нас использовалась двенадцатеричная, мы бы праздновали юбилей каждые двенадцать лет. Юбилеи - это формальность, а я не люблю формальности.

    На что идут деньги, уже третий год собираемые с помощью краудфандинга?

    Роман Минц: На билеты и на размещение участников, на всю полиграфию и производство буклета, на покупку нот - на все организационные расходы. Прежде у нас были спонсоры, но заранее на них надеяться невозможно. С годами это все сложнее.

    Спонсоры бывают разные, со своими особенностями характеров; как правило, они не понимают, что даже если дают тебе деньги, вы по-прежнему остаетесь на равных. Что они не делают покупку, а получают возможность в чем-то важном поучаствовать, и благодарность должна быть взаимной. Когда люди этого не осознают - тяжело. Обычно те, у кого есть деньги, проще относятся к делу: я заплатил - значит, купил. При каждом странном инциденте у тебя возникает вопрос, почему ты должен это терпеть, ради чего.

    Хотя есть масса известных музыкантов, которые по-другому на это смотрят, поэтому и финансовые возможности у них другие.

    "Возвращение" почти каждый год заказывает новое сочинение. На этот раз такое будет?

    Роман Минц: Мы уже несколько лет этого не делали. Мы пришли к ситуации, когда для такого заказа нужны деньги, причем сильно заранее, чтобы композитор успел вовремя начать и закончить работу. Двадцать лет назад я мог друзьям заказывать сочинения, это и для них был промоушн, и для нас, а сейчас они не могут писать бесплатно. Да и с бюджетом не так просто найти автора, которому ты хочешь заказать сочинение.

    Фестиваль 15 января завершает Лев Маркиз - живая легенда, дирижер, скрипач, игравший в первом составе Московского камерного оркестра, основанного Рудольфом Баршаем. Как он оказался среди участников?

    Роман Минц: Идея поучаствовать возникла у него самого, и даже не в этом году, а еще раньше. Сначала у меня возникло ощущение, что он шутит. Но он возвращался к этому разговору несколько раз, и из его слов я понял: то, что он о нас читал и слышал, напомнило ему музыкальную атмосферу его молодости. И ему захотелось принять в этом участие еще раз.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ".

    Поделиться