16.01.2017 20:13
    Поделиться

    Самые важные факты о крушении Boeing-747 под Бишкеком

    Ранним утром 16 января над поселком Авиатор в полутора километрах от международного аэропорта Манас послышался громкий гул, потом - хлопок и сильный удар. Очевидцы рассказывают, что тряхнуло, как при землетрясении.

    - Услышав гул, я открыл дверь и увидел, как буквально на уровне глаз мимо моего дома пролетел самолет без одного шасси и врезался в крышу соседнего здания, - рассказал корреспонденту "РГ" очевидец Азиз Кахаров.

    Тяжелый грузовой "Боинг-747" буквально пропахал поселок, сметая дома с еще спящими людьми. Жертвами стали около 40 человек. Разрушены или сильно повреждены около 30 домов. До катастрофы их было всего немногим более сорока.

    - Мы сначала подумали, что что-то взорвалось в нашей бане, - рассказывает "РГ" другой очевидец Гуля Макиева. - Следующая мысль - землетрясение. Выбежали с семьей из дома и увидели, что на соседский дом, где жила семья с тремя детьми, рухнул самолет. Все погибли. Побежали, чтобы помочь другим. На дороге увидели мертвую беременную женщину. Потом мы обнаружили погибшего летчика...

    Как сообщают в Агентстве гражданской авиации Киргизии, машина принадлежала турецко-китайской авиакомпании ACT Airlines с базированием в Стамбуле. Лайнер совершал рейс по маршруту Гонконг - Бишкек - Стамбул. В аэропорту Манас самолет должен был сесть для дозаправки. Он заходил на посадку с востока на запад, но пролетел взлетную полосу, зацепил фюзеляжем деревья и забор и упал примерно в полутора километрах от аэропорта. На месте падения начался сильный пожар.

    Поселок окружили милицейским оцеплением. На месте работали около тысячи человек, включая медиков и спасателей, разбирающих завалы. Из поселка удалось эвакуировать людей, получивших ранения. Госпитализировали двенадцать человек, больше половины из которых - дети от двух до 15 лет. Правительство Киргизии организовало "горячую линию" для родственников пострадавших.

    Согласно одной из версий, авария могла произойти из-за тумана, опустившегося на Бишкек и окрестности накануне. Однако чуть позже ее опровергли сначала в МЧС, а затем и в правительственной комиссии, созданной в Киргизии для расследования катастрофы. Видимость была плохой, однако допустимой. Об этом, по крайней мере, заявил первый вице-премьер республики Мухамметкалый Абулгазиев, возглавивший правительственную комиссию, созданную для расследования катастрофы. Официальные источники не исключают человеческий фактор, хотя, как утверждают турецкие СМИ, борт вели опытные пилоты с большим стажем полетов. В аэропорту Манас они садились не в первый раз. МЧС Киргизии открыло два республиканских пункта сбора помощи пострадавшим. Правительство Киргизии разместило людей, оставшихся без крова, в гостинице и обещает выплатить пострадавшим компенсации. Глава республики Алмазбек Атамбаев объявил в стране траур.

    Кстати

    Падение грузового самолета - не первая авиакатастрофа, потрясшая Киргизию. Самая страшная случилась 24 августа 2008 года. В десяти километрах от аэропорта Манас из-за технических неполадок рухнул "Боинг-737", совершавший рейс Бишкек - Тегеран. Из 90 пассажиров, среди которых были 17 членов сборной республики по баскетболу, погибли 64. В остальных случаях жертв, как правило, либо удавалось избежать, либо минимизировать их число. Особо примечательным случаем можно назвать аварию, случившуюся 26 сентября 2006 года. Ту-154 авиакомпании "Кыргызстан" при взлете задел правым крылом американский воздушный топливозаправщик KC-135, оставленный военными на полосе, - в аэропорту Манас несколько лет действовала транзитная база США, которая использовалась для поддержки операции НАТО в Афганистане. Пассажирский лайнер потерял часть крыла, однако благодаря мастерству пилотов смог взлететь, сделать круг и совершить аварийную посадку. Никто не пострадал. Американский самолет, вместе с тем, сгорел.

    Комментарий

    Валерий Шелковников, президент Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов":

    - 10 инцидентов за последние три года произошли у турецкой авиакомпании THY Turkish Airlines, которая взяла в лизинг этот Boeing 747-412F.

    Профиль безопасности авиакомпании THY Turkish Airlines выглядит так:

    2017 год, 12 января, Внуково (Россия). Boeing 737-900 при взлете допустил удар хвостовой частью о поверхность полосы. Самолет вернулся на аэродром вылета.

    2016 год, 28 ноября, Стамбул. A321-200 после взлета столкнулся с птицами. Вернулся на аэродром вылета.

    2016 год, 28 сентября, Сочи (Россия). A319-100 при заходе на посадку в аэропорту Сочи из-за попадания в сдвиг ветра ушел на второй круг с высоты около 120 метров. Вместо предусмотренного схемой разворота вправо экипаж выполнил левый разворот и направился в сторону гор. Благодаря срочному вмешательству диспетчера столкновения удалось избежать.

    2016 год, 22 сентября, Трабзон (Турция). При выполнении рейса по маршруту Исламабад - Стамбул в районе Трабзона отказал двигатель. Рейс выполнялся на A330-200. Посадка в Трабзоне выполнена благополучно, однако самолет не смог самостоятельно зарулить на перрон.

    2016 год, 12 сентября, Стамбул (Турция). A321-200 выполнял рейс по маршруту Гамбург - Стамбул. На окончательном этапе захода на посадку произошло столкновение с орлом, который застрял в носовой опоре шасси. Посадка выполнена благополучно.

    2016 год, 12 сентября, Берлин. A330-300 летел в Стамбул. После взлета экипаж сообщил на высоте около 2000 метров о срабатывании индикации незакрытой двери грузового отсека и вернулся на аэродром вылета.

    2016 год, 1 сентября, Амритсар (Индия). При выполнении рейса по маршруту Дакка (Бангладеш) - Стамбул экипаж A330-300 вступил на радиочастоте в перепалку с экипажем другого самолета и диспетчером, пытавшимся развести самолеты. После срабатывания бортовой системы предупреждения столкновений (NCAS) самолеты разошлись, но минимальные безопасные интервалы были нарушены.

    2016 год, 27 августа, Ницца (Франция). Экипаж Boeing 737-800 допустил навигационную и пилотажную ошибку, снизившись ниже минимальной безопасной высоты.

    2016 год, 2 мая, Приштина (Косово). Boeing 737-800, прибывший из Стамбула, после посадки выкатился за пределы ВПП. Шесть пассажиров получили незначительные травмы.

    2014 год, 31 марта, Женева. Опасное сближение двух воздушных судов на ВПП. Одним из самолетов был Boeing 737-800 Turkish Airlines.

    Из "черного списка" погибших на земле при авиакатастрофах

    8 января 1996 года. Конго. Aн-32 авиакомпании African Air выкатился за пределы ВПП на 600 метров и столкнулся со зданиями рынка. На земле погибли 237 человек.

    6 декабря 1997 года. Россия. Ан-124-100 потерпел катастрофу при взлете из Иркутска. Погибли все 45 человек на борту и столько же на земле .

    21 октября 1998 года. Ереван. Як-40 при взлете столкнулся с мини-автобусом. 4 человека в автобусе погибли.

    7 марта1999 года. Индия. Ан-32 при заходе на посадку в тумане столкнулся с землей. Погибли все 18 человек, находившихся на борту. На земле - трое.

    24 марта 2000 года. Шри-Ланка. У Ан-12BK авиакомпании Sky Cabs при посадке остановились все четыре двигателя. Планируя, самолет столкнулся с деревьями и с домом. Погибли шесть членов экипажа и три жителя.

    30 июня 2003 года. Алжир. Lockheed C-130H Hercules после взлета упал в населенный район города и столкнулся с домами. Погибли все члены экипажа и 10 жителей района.

    17 июля 2007 года. Бразилия. Бразильский A320-233 при посадке в сложных метеоусловиях выкатился за пределы ВПП и столкнулся с бетонным зданием. Погибли все 187 человек и 10 человек на земле.

    Подготовила Наталия Ячменникова

    Поделиться