17.01.2017 11:16

Японские ученые нашли в термитнике "эликсир молодости"

Генетики из японских университетов Тоттори и Ямагути выяснили, почему королевы термитов живут значительно дольше обычных особей и при этом сохраняют репродуктивные способности практически до конца жизни. Как сообщает ТАСС со ссылкой на журнал PlosOne, исследовательская группа под руководством Эйсуке Тасаки изучила термитов вида Reticulitermes speratus.

Специалистов привлек тот факт, что продолжительность жизни рядовых обитателей термитника составляет не больше двух лет, а королева термитов может прожить до 50 лет, успешно выполняя функции размножения на протяжении всего этого времени.

При исследовании ученые особое внимание уделили так называемому окислительному стрессу, который повреждает клетки и запускает процесс старения в том числе и у человека. Японские специалисты пришли к выводу, что у королев термитов окислительные повреждения ДНК, протеинов и липидов ниже, чем у рядовых самок. Это объясняется двумя активными генами, кодирующими ферменты-антиоксиданты. Речь идет о каталазе, которая уничтожает токсичный пероксид водорода и пероксиредоксинах, помогающих контролировать клеточные сигналы. В качестве примера приводится ген RsCAT1, кодирующий каталазу. У королевы термитов он оказался активнее в семь раз, чем у рядовых особей.

По мнению ученых королевы термитов живут долго и при этом успешно размножаются во многом благодаря этой эффективной антиокислительной системе.