Рано или поздно такой резкий сдвиг должен был произойти. Застой не может длиться бессрочно; это мы знаем по собственному опыту. Старая социально-политическая система, просуществовавшая в США практически неизменной на протяжении нескольких десятилетий, уже не соответствовала тем новым реалиям, которые сложились внутри самой Америки и в мире в целом. В ходе выборов фактически развернулась ожесточенная борьба между теми, кто всеми силами хотел удержать существовавший статус-кво, и теми, кто провозгласил своей целью слом этого статус-кво. Американские избиратели сделали свой выбор в пользу перемен и во внутренней, и во внешней политике страны, порой даже не осознавая, о каких конкретно переменах может идти речь.
Какими будут результаты президентства Трампа? Вряд ли кто-либо готов сегодня с уверенностью ответить на этот вопрос. Если отталкиваться от публичных заявлений нового президента, то все говорит о том, что в ближайшие годы мы будем свидетелями нестандартных решений, некоторые из которых могут быть вполне успешными, а другие, напротив, провальными. Это касается как проблем внутриполитического и экономического развития США, так и внешней политики страны.
Если говорить о долгосрочных внешнеполитических последствиях "революции" Трампа, то, скорее всего, в Вашингтоне будут вынуждены по-новому взглянуть на роль США в мировых делах, на параметры лидерства страны и американскую исключительность как таковую. Процесс такой "перестройки", диктуемый новым соотношением сил в мире, едва ли окажется быстрым и легким и, скорее всего, выйдет далеко за пределы президентства Трампа. Но, как говорится, "процесс пошел", и он затронет не только сами США, но и обстановку в мире в целом.
Нас, разумеется, в первую очередь интересует, как перемены в США отразятся на российско-американских отношениях. В ходе избирательной кампании российская тема, вопреки здравой логике, превратилась чуть ли не в центральную: если демократы, следуя стереотипам "холодной войны", пытались демонизировать Россию, то Д. Трамп, напротив, говорил о готовности активно сотрудничать с Россией по широкому кругу вопросов. Делал ли он это по внутреннему убеждению или для того, чтобы дистанцироваться от демократов, покажет время. В любом случае разыграть "российскую карту" вашингтонским ястребам не удалось. Американские избиратели, отдав свои голоса Д. Трампу, показали, что устали от антироссийской пропаганды и все меньше верят тому, что Россия является источником "зла", который угрожает интересам США.
Размышляя о будущем российско-американских отношений, для начала стоило бы ответить на вопрос о том, почему окончилась неудачей политика "перезагрузки", объявленная в первый срок президента Б. Обамы. С "перезагрузкой" в обеих странах связывали немалые надежды. Восемь лет назад многим казалось, что все предпосылки для успеха такой "перезагрузки" налицо. И, действительно, было сделано немало в интересах двустороннего сотрудничества в самых различных областях, включая безопасность. Достаточно назвать подписание в апреле 2010 года президентами Д. Медведевым и Б. Обамой Договора о мерах по дальнейшему сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III). Тем не менее администрация Обамы уходит в историю в тот момент, когда отношения с Россией оказались на самой низшей точке с уже далеких времен "холодной войны".
Здесь можно говорить о конкретных ошибках и просчетах, допущенных той или иной стороной, о завышенных ожиданиях или бюрократической инерции. Все это так, однако историческое поражение "перезагрузки", на мой взгляд, имело и более глубокие, системные причины. С самого начала последней разрядки между Москвой и Вашингтоном стороны сосредоточились на решении пусть очень важных, но все же частных проблем, не уделяя должного внимания разработке и формулированию новых базовых принципов отношений, отражающих стратегические интересы двух стран. В результате отдельные достижения так и смогли вывести наши отношения на качественно новый уровень, не создали необходимого запаса прочности, а потому "перезагрузка" не прошла испытания последними международными кризисами - в первую очередь кризисом на Украине.
Отсюда следует главный вывод на будущее: решая важные текущие вопросы с новой американской администрацией, необходимо одновременно начинать с ней серьезный разговор о стратегических интересах двух стран под углом зрения существующего потенциала и имеющихся объективных ограничителей двустороннего сотрудничества. В мою бытность секретаря Совета безопасности России мы пытались заняться этой работой с администрацией Дж. Буша-младшего, но в силу неготовности американской стороны практических результатов достичь нам тогда не удалось. Однако это не отменяет принципиальной важности такой задачи.
Какие вопросы необходимо поставить в первую очередь? Главный вопрос, на который обе стороны должны ответить себе и друг другу: являются ли Россия и США в современном мире непримиримыми противниками, или они все-таки при всех возможных разногласиях могут быть партнерами? Если мы неизбежные противники, то главная задача заключается в том, чтобы выработать такие согласованные "правила игры", которые позволяли бы в случае возникновения конфликтных ситуаций минимизировать риски прямого российско-американского противостояния, угрожающего международной безопасности. Можно было бы обратиться, например, к опыту времен "холодной войны", когда Москва и Вашингтон хорошо знали, где находится та "красная черта", за которую переступать нельзя.
Если же Россия и США готовы работать вместе как партнеры в интересах продвижения стабильности, безопасности, совместного противодействия глобальным вызовам, то необходимо выстроить эффективные формы диалога на всех уровнях, от высшего до конкретных ведомств и гражданского общества, с тем, чтобы наши отношения носили характер открытости и предсказуемости. Это позволило бы в случае возникновения разногласий, что естественно для наших отношений, преодолевать их в духе взаимного уважения, не допуская перерастания в острый кризис.
Формирование такой новой многоступенчатой архитектуры двусторонних отношений не только позволило бы сделать эти отношения более стабильными, но и открыло бы возможности для конструктивного диалога по ключевым проблемам современной международной жизни, решение которых невозможно без активного взаимодействия России и США. А таких проблем накопилось более чем достаточно: каким должно быть будущее мироустройство, как восстановить управляемость в международных делах, как бороться с терроризмом и угрозой распространения оружия массового поражения, что делать с множащимися региональными конфликтами и многое другое. Россия и США, как постоянные члены Совета Безопасности ООН, несут особую ответственность за решение этих проблем и располагают для этого большим потенциалом.
Разумеется, даже самые продуктивные двусторонние отношения между Москвой и Вашингтоном не могут решить всех мировых проблем. Современные международные отношения ни при каких обстоятельствах не вернутся к биполярной модели второй половины прошлого века. Но даже ограниченный успех на этом направлении, вне всякого сомнения, оказал бы существенное позитивное воздействие на ситуацию в мире в целом.