Названы ключевые преимущества Су-35 над F-22
Урезание бюджета при создании американского истребителя пятого поколения F-22 Raptor лишила его возможностей, которыми обладает российский Су-35, формально относящийся к машинам четвертого поколения - говорится в статье, опубликованной американским порталом War is Boring.
Создатели F-22 называют его одним из самых продвинутых в технологическом плане самолетов в мире. Однако Raptor не имеет инфракрасных датчиков поиска и сопровождения целей. Последний американский боевой самолет, оснащенный такой аппаратурой - палубный перехватчик F/А-18. При этом разработчики Raptor понимали важность поиска цели по излучаемой ею теплу - для снижения заметности в инфракрасном диапазоне сопла двигателей F-22 сделаны плоскими. Конкуренты Raptor - например, российский Су-35, - имеют систему наведения по тепловому следу.
Вторая система, которую имеет Су-35, но лишен F-22 - боковые радары подсветки целей. Проще говоря, американский истребитель не может отвернуть от объекта атаки до тех пор, пока выпущенные ракеты его не поразят. Учитывая, что Raptor в бою не стоит на месте, а движется на скорости, близкой к звуковой, это чревато попаданием в зону действия вражеской ПВО и напрямую противоречит заложенной в основу новейшего истребителя концепции "First look - first kill" (первым обнаружил - первым поразил). Если F-22 будет лететь навстречу противнику со скоростью, ненамного меньшей, чем скорость его ракет, сложно предсказать, кто победит в такой дуэли.
Американская тактика "сетецентрического" воздушного боя предполагает, что Raptor будет атаковать вовсе с выключенным радаром, а цели для него найдет и подсветит самолет дальнего обнаружения AWACS. Однако для "летающего радара" у российских комплексов ПВО припасена ракета, наводящаяся на источник радиолокационного излучения с дальностью 400 километров, что равно "полю зрения" AWACS. А без помощи извне F-22 окажется слеп, глух и беспомощен.
- Недостатки в оснащении F-22 вызваны экономией при его создании. ВВС США ограничили стоимость авионики одного самолета суммой в девять миллионов долларов, в то время как Lockheed Martin, возглавившая консорциум по разработке Raptor, рассчитывала на 16. Из-за сокращения расходов пришлось отказаться от ряда систем, - пишет автор статьи Дэвид Арчибальд.
Несмотря на сокращение бюджета, F-22 - один из самых дорогих боевых самолетов в мире. По данным Главного контрольного управления США полная стоимость одного самолета с учетом расходов на разработку достигла 411,7 миллиона долларов. Экспортная цена обладающего несравненно большими возможностями Су-35 - даже с учетом заложенной в нее прибыли, - в два раза ниже.