издается с 1879Купить журнал

Дворовые пенсионеры

На что жить после революции бывшему служащему Министерства Императорского двора?

После ликвидации самодержавия в России в результате Февральской революции планировалась национализация земель, принадлежавших императорской фамилии. В связи с этим за ненадобностью упразднялось Министерство Императорского двора. Однако вставал вопрос, что же делать с его бывшими служащими, особенно с теми, у кого подходил срок получения пенсии.

Работники ненужного министерства

Ситуация, в которой оказались эти люди, обрисована в записке "О послеслужебном обеспечении служащих бывшего министерства двора" в июне 1917 г. "Положение служащих этого ведомства не сравнить ни с обычным выходом в отставку, ни с оставлением за штатом. Служащие бывшего министерства двора увольнялись в отставку крайне редко, лишь в случае особо тяжкой болезни, не позволявшей вовсе работать. Большинство служащих сего министерства умирало на службе и пенсии приходилось назначать уже их вдовам и детям"1. Случаи оставления за штатом были редки: люди увольнялись, только если знали, что приобретают при этом значительное пенсионное преимущество, либо были нежелательными.

После Февральской революции 1917 г. стало ясно, что другой работы служащим не найти - в других ведомствах происходили массовые увольнения. Несмотря на то, что у служащих министерства двора при выходе на пенсию были пенсионные преимущества (к пенсии доплачивались ежегодные пособия из сумм бывшего кабинета его величества), внезапное лишение работы и выход на пенсию привели бы их к материальным затруднениям. Чиновники лишались казенной квартиры с отоплением и освещением, денежных наград и пособий. Таким образом, просто дать служащим пенсию или выходное пособие в 1917 г. - значило поставить их в исключительно бедственное положение.


Министр Императорского двора Российской империи (1897-1917) генерал-адъютант Владимир Борисович Фредерикс (1838-1927). / РИА Новости

Масштабы расходов

Предстояло ликвидировать 20 учреждений министерства двора, в которых были задействованы 7545 человек: около 788 классных служащих с суммарным годовым содержанием около 1 350 000 руб.; около 2757 неклассных служащих по особому расписанию 1902 г. с содержанием около 1 222 000 руб.; около 4000 неклассных служащих, не вошедших в это расписание с содержанием 1 150 000 руб.2 Итого речь шла о сумме в 3 632 000 руб. в год плюс 40% квартирных и праздничных денег, всего 5 085 000 руб. в год.

В правительстве подсчитали, что предоставлять служащим работу невыгодно, а их увольнение привело бы к значительной экономии3. Если бы средняя годовая пенсия одного служащего равнялась 275 руб., и она была бы выдана каждому на три года вперед, расход составил бы 2 млн. руб., в то время, как общий расход на содержание работающих служащих за тот же период составил бы 11-12 млн. руб.

13 мая 1917 г. появилась записка по вопросу об обеспечении служебного персонала бывших удельных учреждений и управлений. Она была препровождена на заключение межведомственной комиссии из начальников центральных управлений министерства и семи выборных делегатов от служащих бывшего министерства. Комиссия выработала "Правила о заштатном довольствии служащих упраздняемых и преобразуемых учреждений". Комиссия остановилась на проекте "Положения о льготах при назначении послеслужебного обеспечения служащих бывшего министерства двора, увольняемым по случаю ликвидации и реорганизации учреждений министерства". Он был разработан на общих собраниях служащих и делегатов установлений министерства и исходил от всех групп служащих.

Базой норм обеспечения предлагалось сделать размер содержания и число лет службы с учетом столовых, квартирных и праздничных денег. Так как налицо были исключительные условия выхода в отставку в результате революции и упразднения министерства, предполагалось добавлять по 2% за год службы или 20% за 10 лет. Обеспечение назначалось только прослужившим минимум 10 лет, а кто служил меньше, получали единовременное пособие по числу лет службы. Младшим служащим устанавливался минимум в 420 руб. в год и право получения небольших выплат на 3 года. Так как большинство служащих изначально принадлежали к крестьянству, после выхода в отставку они должны были обзаводиться деревенским хозяйством или начинать собственное дело, на что нужен был оборотный капитал. Был установлен и максимум - пенсия не должна была превышать суммы общего оклада содержания4.


Барон В.Б. Фредерикс и дворцовый комендант генерал-майор В.Н. Воейков у резиденции Николая II.

Решение правительства

Проект "Положения..." рассматривался более чем в пяти инстанциях, однако так и не был утвержден. 22 июня 1917 г. министр-председатель Временного правительства князь Г.Е. Львов распорядился деньги с личных счетов выдать в полном объеме. 29 июня 1917 г. вышло постановление правительства о выдаче внештатного содержания служащим упраздненных и преобразованных учреждений5. По бывшему министерству двора ко всем служащим, которых оставляли за штатом, применяли особо льготные условия, что приводило к значительному увеличению пенсий.

15 сентября 1917 г. датировано дело о назначении постоянных пособий лицам, служившим в бывшем министерстве и их семьям6. Но оказалось, что денег нет. Служащие так и не получили желаемое послеслужебное обеспечение. Им выдали лишь те деньги, которые они откладывали на будущую пенсию в эмеритальные кассы. С 29 июня 1917 г. бывшим служащим было назначено внештатное содержание, а с сентября 1917 г. - постоянные пособия. Можно предположить, что эта категория людей, поставленная в тяжелые материальные условия, после Октября 1917 г. пополнила ряды сторонников Советской власти.

 


 

1. РГИА. Ф. 1276. Оп. 14. Д. 8. Л. 200, 201.
2. Там же. Л. 202.
3. Там же. Л. 203.
4. Там же. Л. 201-202.
5. РГИА. Ф. 1276. Оп. 14. Д. 71.
6. РГИА. Ф. 1276. Оп. 14. Д. 63.